Под этим солнцем и небом мы тепло приветствуем Вас, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Бухта 2.0. Тёплая. Ламповая. Твоя.

Автор Тема: Научный взгляд на мир Elder Scrolls  (Прочитано 4526 раз)

0 Пользователей и 2 Гостей просматривают эту тему.

Оффлайн zloradovich

  • *
  • Сообщений: 260
  • Пол: Мужской
  • Радован Злорадович
Научный взгляд на мир Elder Scrolls
« : 20 Апреля 2022, 18:06 »
+1
     Несколько лет назад я хотел написать для Anvilbay статью, собираясь назвать ее примерно "Научно-популярный взгляд на мир Морровинда и Скайрима" или как-то так. Но впоследствии решил сначала выложить ее на форуме. Тем более, что в этом году 20 лет с выхода "Морровинда"...
     ---------------

     В одном и том же мире, даже если это мир компьютерной игры, ум может увидеть разное. Даже то, что не предполагалось вложить туда создателями. Что же тогда говорить о начавшейся для меня с "Морровинда" серии, которая представляет собой нечто большее чем просто игру? Есть в этом иллюзорном мире какая-то глубина, чудится за игрой какой-то другой слой, двойное дно. Будто бы реальность этой игры только отражение какого-то действительно существующего где-то мира.
     В этой статье мне показалось любопытным взглянуть на Морровинд и Скайрим с научно-популярной точки зрения.

     Несколько отдельных фактов. Сначала географические.
     Города Анвил и Бравил реально существовали в раннем средневековье. Анвил изначально был римским крупным портовым городом.
     Бетесда (хотя возможно, Витеста, если учесть византийские особенности неразберихи с буквами "б" и "в") -библейский городок в Палестине, существовал во времена Римской Империи. В честь него затем был назван город в США.
     В "Морровинде" часто встречаются населенные пункты с названиями, включающими в себя слово "Тель" -Тель Арун, Тель Бранора, Тель Мора. Тель - это холм, возникавший за тысячелетия на месте древних поселений. В древних ближневосточных городах новые глинобитные дома строили прямо на руинах старых и с каждым веком количество слоев увеличивалось. Как известно современной археологии, возраст некоторых таких городов не менее 8-10 тысяч лет, а это 80-100 веков! Город рос, становясь высоким холмом.

    О Морровинде.
    Я считаю, что исходя из технических возможностей того времени, авторы игры очень разумно выбрали место действия.
    На вулканическом острове Ввандерфелл почти нет травы, только растения покрупнее и деревья. Почва голая. Это правильно. Потому, что мелкая трава хуже переносит выпадение пепла чем деревья. Это правдиво и согласуется со старыми требованиями к компьютеру. Реалистичную траву видеокарты того времени не потянули бы.
    Красная гора - не очень крупный вулкан, изображенный в игре в натуральную величину. Не самый маленький, но и не огромный. В кратере реальной индонезийской Тамборы поместился бы весь остров Ввандерфелл вместе с окружающими его мелководьями. А в кальдере вулкана Санторин поместилась бы большая половина Тамриэля, включая Киродиил, Морровинд, Скайрим и Чернотопье. Так что ничего удивительного, что весь залив в котором находится остров Ввандерфелл может быть кратером, оставшимся после какого-то доисторического катаклизма. А весь Морровинд можно без особых сомнеий считать основанием древнего вулкана.
    Я знаю про то, что в "Даггерфоле" масштабы были иными, сравнимыми с размерами реальных европейских государств. Сужу по размерам территорий тех игр, с которыми больше знаком лично.
    По идее, континент Тамриэль примерно равен Западной Европе, но в игровых масштабах он больше соответствует острову Маврикий.

    Однако, когда в период между событиями "Обливиона" и "Скайрима" взорвалась Красная гора, при тех же масштабах, то удивительно, что в соседних провинциях кто-то остался жив, потому, что смертельная опасность пеплопада грозила бы даже на расстоянии в несколько десятков раз превышающем расстояние до Саммерсета. Ну, будем считать, что ветер в тот Красный день дул от Ввандерфелла в сторону океана. Иначе никакой дальнейшей истории в Тамриэле просто не было бы.
    Архитектура Морровинда достаточно интересна с точки зрения геологии. Мне кажется, что многие здания там построены с применением пуццоланового цемента. И это естественно для вулканического острова. Дело в том, что вулканический пепел имеет свойство цементироваться от воды. При этом бетон приготовленный на основе вулканического пепла, очень долговечен. До сих пор существует набережная, построенная с применением пуццоланового цемента еще во времена древнего Рима. Она уже две тысячи лет противостоит воздействию морской воды. Пуццолановый цемент применялся и при строительстве Колизея. Этот римский амфитеатр практически не поддался влиянию времени, а разрушения, которые мы сейчас видим только от того, что в 18 веке его попытались разворовать на стройматериалы.
    Судя по развалинам, двемерский бетон отличался от данмерского, видимо он проходил какую-то более полную обработку, в то время как более поздние обитатели Ввандерфелла, просто использовали пепел. Скорее всего данмеры частично научились применять цемент от двемеров, потому, что ранние данмерские крепости сложены просто из камня.

    В отличие от вулканического Морровинда, имперская провинция сложена осадочными породами с признаками очень сильно развитого карста о чем свидетельствует огромное количество протяженных пещер. Логично предположить, что подземелья айлеидов созданы на основе обработанных естественных пещер. Иначе, учитывая размеры подземелий, рядом с каждым заброшенным городом высились бы отвалы вынутой породы высотой с гору. Как терриконы рядом с угольными шахтами.
    На просторах имперской провинции разбросано значительное количество валунов, что вместе со сглаженной поверхностью окружающих гор дает какие-то намеки на последствия ледниковых явлений. Возможно в прошлые эпохи оледенению подвергался не только Скайрим, ледники продвигались южнее. В Морровинде эти следы не сохранились из-за вулканизма.
    Нельзя не сказать несколько слов о двемерах. Они использовали геотермальную энергию. Поэтому их сооружения распространены в Морровинде и в соседнем Скайриме, где тоже есть горячие подземные воды. По масштабам последних трех игр Скайрим находится очень близко к Морровинду поэтому нет ничего удивительного что там тоже есть долины гейзеров.
    В реальном мире на Камчатке тоже есть территории, где горная складчатость (вроде скайримской) соседствует с вулканизмом. И близкое соседство всего этого с осадочными породами вроде киродииловских тоже встречается в разных местах мира. Так что с геологической точки зрения Тамриэль не является безграмотным.
    Несколько слов хочется сказать еще о двемерских технологиях. В груди двемерского центуриона мы находили странный вращающийся предмет, который называется "сердечник генератора центуриона". И это наводит на мысль о том за счет чего он двигался. Возможно этот предмет символически подразумевает механический накопитель энергии на основе маховика. Известны компактные супермаховики Гулиа, с помощью которых автомобиль может проехать десятки километров. Я предполагаю, что с этими маховиками в ближайшее время будут связаны надежды робототехники, поскольку один такой маленький маховик уже сейчас способен заменить целую телегу аккумуляторов. Двемерские роботы накапливали энергию вращения в маховике от гидротермальной энергии пара и ее хватало им на много километров блуждания по коридорам заброшенных городов. А камни душ, которые есть в каждом двемерском роботе, более ответственны за управление и преобразование энергии.

    Рудное дело в Скайриме.
    Стеклянные доспехи Морровинда это не беспочвенная фантазия. Теоретически стекло может быть очень прочным материалом и химия давно предсказывает, что можно получить стекло намного прочнее стали. Да, из него можно на самом деле делать не только доспехи, но и мечи.
    Однако, жителям Морровинда и прочих провинций явно известны какие-то технологические приемы обработки стекла, до которых еще не дошла современная наука.
    Может быть какие-то неизвестные добавки или принцип многослойности как в самурайских мечах. Японские мечи славятся многослойностью, в клинке могут быть тысячи слоев, поговаривают даже о миллионах. А ведь самурайские мечи и китайская лапша, в принципе, изготавливаются по одному методу. Тесто для лапши растягивают, раскатывают, складывают пополам, потом раскатывают, потом складывают пополам... повторяют этот процесс многократно. А число слоев с каждым разом удваивается... 2, 4, 8, 16, 32, 64, 128, 256... и.т д. Особенности стекла и многих других материалов в том, что в тонких слоях нет места для продолжения трещин, трещина прерывается. В особо тонких волокнах стекло достигает теоретической сверхпрочности.
    А вот отмычки, судя по их ломкости, в мире игры точно делают только из обычного хрупкого стекла!
    Двемерский металл. Меня заинтересовало, что же это за желтый металл, который двемеры в Скайриме применяли в огромных количествах. По виду он напоминает латунь. В пользу этой версии говорит то, что из нее сделаны долговечные трубы, которые не ржавеют. В реальном мире латунь применяется для изготовления различных водопроводных кранов. Удивляют только масштабы. Откуда двемеры добыли столько латуни? Там же этого цветного металла многие тысячи тонн!
    Для изготовления латуни нужна медь и цинк. Значит в Скайриме должно быть очень много медной руды. Но ни одного медного рудника! Странно. Правда есть малахит. Этот зеленый камень является разновидностью медной руды, но из него не получают медь в столь массовых количествах. Его не так много, чтобы организовывать промышленное производство меди. Может быть раньше в Скайриме было больше малахита и двемеры просто исчерпали все запасы?
    Может быть изготовители плагинов исправят ситуацию и сделают в Скайриме медные рудники?
    Медные рудники в Скайриме необходимы просто по логике вещей. Только распространенной медной рудой там может быть не дорогой чистый малахит, а как в реальных рудниках, малахит в смеси с другой породой или золотистый халькопирит.
    И есть такой материал. Называется сплав Айха. Это золотистый металл, который по прочности соответствует стали. Может быть двемеры применяли сплав Айха?
    Еще одна интересная деталь. Когда в кузнице делаешь некоторые двемерские вещи, то порой вместе со слитками двемерского метала требуется железо. Но ведь упоминаемый сплав Айха состоит из тех же металлов что и латунь, только с добавлением железа. Так значит двемерское оружие и доспехи на самом деле могут быть сделаны из сплава Айха.
    Орихалк. Из орихалка в Скайриме делаются доспехи и оружие орков. А что такое орихалк? Наука имеет смутное представление, что это за металл. Орихалкум упоминается в сочинениях Платона. Древний грек говорил, что орихалк использовался в Атлантиде. Но многие ученые предполагают, что орихалк это просто разновидность бронзы. Орочьи предметы действительно имеют оттенок слегка позеленевшей бронзы. Бронза это сплав меди и олова. Опять медь! И тут не обойтись без меди, как и с двемерским металлом.
    Обычно бронза считается металлом мягче стали, но известны некоторые очень твердые бронзовые сплавы. И ходят легенды, что в античности был секрет изготовления очень прочной бронзы. Которая превосходила даже хорошую сталь.
    Сейчас тоже известны очень прочные бронзовые сплавы, превосходящие обычные сорта стали.
    Достаю с полки энциклопедию и сравниваю прочность. Некоторые латуни достигают прочности 450 и даже 650 МПа, некоторые сорта бронзы 700-1350 МПа, дешевые сорта стали 300-470, а хорошая 1200-2000 МПа. Так что ничего удивительного, что таинственный орихалк и двемерский металл гораздо совершеннее чем обыкновенная средневековая сталь. Разумеется, что существовали отдельные шедевры опытных средневековых мастеров, но в большинстве случаев качество стали было посредственным.

    В Скайриме имеется так называемая ртутная руда. Но показана она не совсем правильно, потому, что реальная ртутная руда красная.
    Корундовая руда. Этот просто наждак. Но удивительно, что в игре из него делают слитки. Чудеса да и только, поскольку температура правления корунда так велика, что его невозможно переплавить ни в одной средневековой кузнице. А только в электропечах. Может быть вместо названия "корундовый слиток" следует употреблять "корундовый брусок"?
    При добыче руды можно находить еще и драгоценные камни. Но почему-то они попадаются вместе с железной рудой.  А ведь сапфир, аметист и рубин - это разновидности минерала корунда! Так что логичнее, если бы они попадались в корундовых рудниках.
    В Скайриме есть серебряная руда, много серебряных предметов, посуды и даже оружия. (Хотя, разумеется, оно не может быть из чистого серебра, ибо это настолько мягкий металл, что серебряный нож можно легко согнуть, а меч затупится после первого же удара. )
    Очень много изделий из серебра и в Морровинде, провинции традиционно заселенной данмерами.
    Любопытна связь между аномальным цветом их кожи и обилием серебра. Медицине известно реальное заболевание, хроническое отравление организма серебром, наблюдаемое у шахтеров серебряных рудников и рабочих заводов по переработке серебра. Самое удивительно, что при этом у человека цвет кожи становится серым или серо-синеватым. Но большого вреда насыщение тела серебром обычно не приносит.
    Известен реальный удивительный случай, описанный в книге профессора Сквирского. В клинику поступила больная шестидесяти лет, страдающая раком кишечника на последних стадиях болезни, то есть с метастазами. Разумеется, была сделана операция, но на выздоровление и пользу от химиотерапии почти не надеялись. Сказывался возраст и стадия болезни. Больная была выписана и врач уже не думал, что когда либо ее снова увидит.
    Прошло долгих двадцать лет... За это время постарели сами врачи, которые тогда работали. И вот однажды старушка к ним вернулась... Однако узнать ее было сложно. Ибо она больше походила на персонаж из Морровинда, вроде той старой Телвани. По-настоящему темная серая кожа, глаза странного цвета. (Хотя в этом было некоторое отличие, потому, что глаза полностью синего цвета, в том числе и синие белки глаз - это уже из "Дюны"). При возрасте свыше восьмидесяти лет она оказалась здорова и никаких признаков прежнего заболевания не обнаружилось.
    Оказалось, что она пыталась лечить себя от рака серебром, но не просто погружением серебра в воду, или посудой, а подключая к серебряной пластинке батарейку для лучшего перехода серебра в раствор. И уже привыкла к тому, что все в ее сторону оборачиваются...
    На всякий случай предостерегу фанатов от реального превращения себя в данмеров! Всё же серебро - тяжелый металл и его чрезмерное накопление вредно для печени.
    Сейчас распространен миф, что серебро убивает все вирусы и бактерии. На самом деле оно действует только на половину вредных микробов. К примеру, совсем бесполезно против микобактерий туберкулеза и проказы. Данмеры Морровинда порой кажутся чахоточными, а реальный прототип уродующей тело мистической болезни корпрус - это проказа. Так что всё сходится.

    Эбонит. Загадочный материал. У меня в тумбочке целый брусок лежит. И не в игре, а в реальном мире. Во времена Советского Союза умельцы делали из эбонита различные украшения, кольца. Если его отполировать то он черный и блестящий. Эбонит это обработанный серой каучук. Если много серы то получается твердый эбонит, если поменьше, то просто резина.
    В игре существует даже эбонитовая руда. Чудеса... Мне как-то сложно в здравом уме представить природные месторождения затвердевшей резины. Так что логично предположить, что реальный эбонит и эбонит в игре не имеют ничего общего кроме названия и внешнего вида. Это что-то другое, в реальном мире не встречающееся.

    Напоследок объяснюсь перед теми, кто захочет упрекнуть в придирчивости. Признаюсь, что тоже поддался такому явлению как эскалация реализма. Суть этого явления, распространяющегося и на игры, и на литературу в том, что если произведение реалистично, то от него начинают требовать еще большего реализма. Заметьте, что именно к играм с реалистичной графикой делают плагины, еще повышающие реалистичность того или иного эффекта или вещи. А от авторов, пишущих реалистичную фантастику, критики постоянно требуют точности в любых мелочах, хотя им в голову не пришла бы идея так дотошно разбирать, скажем, детскую сказку, искать в ней несоответсвия логике.
    Так что можно высказать правило, что чем реалистичнее делается произведение тем подробнее будут его рассматривать, ища несоответствия или лучше сравнения с настоящим миром.
    Так что меня можно не судить строго. Я не критиковал. Я просто искал сравнения.