Аватар: Путь воды
"Очень красивая, красочная, динамичная высокотехнологичная трехчасовая муть" - самая краткая рецензия нового фильма Кэмерона. Справедлива ли она?
С первого Аватара прошло аж 13 лет; огромный срок. Почему так много?
Пару лет маэстро с командой получали заслуженные премии за оригинальность, постановку, операторскую работу, анимацию, красивые глазки спецэффекты, за прорыв и революцию в кинематографе etc etc etc.
(примечание: революция действительно произошла и, увы, это самая грустное, что случилось с кино за эти годы).
Пару лет авторы отбивались от всякоразных обвинений: нет, это не антиамериканское послание; нет, это не плагиат и самоповторы; нет, это не апология предательства; нет, мы не приравниваем людей к террористам и не ставим крест на человечестве; нет, нам не симпатичен радикализм в любых его формах; нет, это не дорогостоящая агитка для Гринпис; нет, мы не пропагандируем пантеизм; нет... нет... нет... Пару лет Кэмерон был вынужден отвлекаться на другие проекты. Пару лет боролись со сценарными проблемами: Кэмерон зарезал несколько сценариев подряд и наконец сел писать его сам (что никак не решило проблему, нинасколько). Пару лет строили спец.павильоны, ибо фильм, по замыслу автора, должен быть снят исключительно на солнечной энергии. И тыды и тыпы.
Пару лет все ждали, когда технологии дорастут до задумки автора, ибо его гений, как полагается, опережает уровень развития "сегодняшней" цивилизации. Я не совсем понял, какого рода были проблемы; что-то вроде того, что у детёныша придонного ложноволнистого радужнопера поджаберные плавники должны колебаться со скоростью не менее 60 колебаний/с, направляя кислород к жабрам, и если зритель этого не увидит воочию, то не проникнется сложностью выживания детёнышей придонного радужнопера в первозданной природе и не поймёт замысла и масштаба кинокартины. Увы, камеры поначалу не могли захватывать 60 кадров/с поэтому пришлось также ждать, пока их придумают... и уже на релизе выяснилось, что оборудование кинотеатров не выдерживает формат 3D с высокой чстотой кадров и ломается. Кинотеатры временно решили проблему тем, что самовольно (или всё же с согласия авторов?) понизили частоту до 48 и привычных 24 кадров/с; Таким образом, лицезреть "настоящий" фильм во всём его великолепии смогли только избранные, коим посчастливилось попасть в современный кинотеатр, а все остальные, и я в т.ч., довольствовались суррогатом.
Итак, что произошло в фильме за это время (у нас прошло 13 лет, а на Пандоре, неожиданно, 14)?
На'ви успели позабыть про землян, на Пандоре царит мир и благоденствие. Иллюзорные, как быстро выяснилось. Турук Макто Джейк Салли работает вождём у оматикайа в окружении жены Нейтири и любящих детей. Детей у них пятеро: трое своих и двое приемных. Живут, внезапно, не вполне счастливо, потому что Салли косплеит батяню-комбата и дети разговаривают буквально "Так точно!-Есть!-Разрешите идти?" Нейтири это не слишком нравится, но внезапно выясняется, что у оматикайа патриархат, поэтому она и все остальные вынуждены подчиняться мужу, отцу, вождю, мужчине. И подобные нежданчики будут множиться и множиться, как будто в фильме "Аватар: Путь воды" прорвало, гм, плотину. Дыр в повествовании столько, что начинаешь задумываться: а было ли общее руководство, читал/смотрел ли кто-нибудь всё, что напридумывали сценаристы и наснимали операторы, почему нелогичности и нежданчики никак не объясняются? Вопросы множатся; я ожидал, что на них ответят в конце фильма, но увы, не ответили; и если не ответят в последующих частях (вангую: не ответят, ибо), будет совсем печально.
Нас начинают знакомить с семьёй Салли. Когда дети сбегают в самоволку, быстро выясняется, что приемный сын с позывным Паук (он сам себе такой придумал, батяня-комбат тут не при чём) - в действительности сын... полковника Куоритча, которого Салли убил 14 лет назад.; ну просто младенцев нельзя помещать в криокапсулы, поэтому он остался, когда землян выкидывали с Пандоры. А приемная дочь Кири... родная дочь аватара Грейс. Грейс в Аватар-1 умерла, её сознание слилось с Эйвой, аватар, соответственно, тоже умер. Нет, не "умер", как нам поясняют, а просто "отключился": учёные его погрузили в кому в спецкапсуле и искусственно поддерживают жизнедеятельность организма. Находящийся в коме аватар каким-то образом забеременнел и родилась Кири. Одно это известие порождает множество вопросов, как "техничего", так и этического плана, перечислять которые слишком долго. Для зрителя важно вот что: Кири чётко осознаёт, кто её мать, относится к аватару в спецкапсуле с нежностью, но и выяснять, кто её отец, не сильно хочет. Окружающие, кстати, тоже.
У Кири другие проблемы: сверстники её не считают за свою, потому что она "странная": все На'ви подключаются к Эйве через usb, а Кири - единственная - через wi-fi, силой мысли.
Внезапно (для наивных На'ви) земляне решают вернуться. Их возвращение, строго говоря, было очевидным ещё в первом фильме; и очень странно, что оставшиеся на Пандоре "дружественные" люди позволили увезти "недружественным" всё, что те захотели. Земляне начали с того, что выжли огромные площади для плацдарма и строительства укреплённой цитадели. А зачем они вернулись? - а просто Земля погибает, жить на ней невозможно и кто-то решил, что враждебная Пандора, где враждебно всё, даже атмосфера, и люди не могут даже просто дышать без спецсредств, - самое подходящее место для переселения. Упс...
Вместе с землянами на Пандору прилетает... аватар Полковника. Теперь для аватаров не нужен дублёр-оператор, поскольку человеческое сознание, воспоминания и свойства личности загружаются прямо в мозг выращенных рекомбинантных организмов и они вполне самостоятельны: они как бы люди, земляне, но в обличье аборигенов. Вместе с Полковником прилетает группа его "синих" морпехов; они все стоят бешеных бабок (это оговаривается особо) и у них приказ: найти и уничтожить предателя Салли.
Не, ну это же логично: одни унизили врага, выгнали с планеты, но позволили забрать всё, что враг посчитал нужным (в т.ч. цифровые копии военных, оборудование, научные изыскания и т.д.), а другие выращивают рекомбинантов с единственной целью - отомстить одному-единственному предателю. Спустя 14 лет, да. Других целей у землян на фоне постигшей их катастрофы быть не может, верно?
Не будем спрашивать, почему земляне не выжгли Салли и всех оматикайа сразу при посадке, хотя у них были все необходимые координаты и двигатели кораблей выжигали десятки гектар, а кораблей было 10. Вероятно, просто потому, что если бы военные сразу уничтожили Салли, оматикайя, священное Древо На'ви, волю к сопротивлению etc- снимать кино было бы не про что. А так у нас есть почти шекспировская драма про месть с почти шекспировскими страстями.
После года партизанской борьбы Салли понимает, что охота идёт лично за ним, поэтому, чтобы спасти оматикайя, он решает покинуть племя, сбежать и спрятаться. Ещё раз: вождь в тяжелейшей для оматикайя ситуации решает бросить племя на милость безжалостного врага в надежде, что враг их пощадит. Так могли бы думать наивные На'ви, но Салли-то наполовину человек! - он внезапно забыл, чему его учили в армии?
ОК, Салли включил режим наивного дурачка, поэтому племя должно избрать нового вождя. А у оматикайя есть обычай: "новый" вождь должен убить "старого", иначе будет нелегитимен (этому посвящён особый эпизод в Аватар-1). В последующей сцене выясняется, что "убить" можно и символически (!)... а что, в первом фильме нельзя было сделать так же, заодно и вылечить раненого Тсу’тея?
Салли символически умирает и хочет спрятаться у меткайина, водного племени На'ви. Но вот незадача... Торук Макто, объединивший племена На'ви в первом фильме и поведший их на битву с людьми - у меткайина, оказывается, вообще никто и звать его никак, и приютить его никто не хочет; в т.ч. потому, что вождь понимает, чем это грозит его племени. Нет, в итоге всё же принимают, но не потому, что Торук Макто герой национально-освободительной войны, а потому что вождю жена разрешила: у них тут, внезапно, матриархат.
Ну, а далее Салли вместе с нами, зрителями, будет изучать подводный мир, и это самая продолжительная часть фильма. И одновременно - и самая красивая, самая впечатляющая, и самая лишняя, самая неоднозначная. Что же не так?
Подводный мир действительно очень красив, завораживает своей красотой и правдоподобен настолько, что создаётся гм, эффект полного погружения (прошу прощения за невольный каламбур); я понимаю, сколько труда вложено в фильм и почему Кэмерон настаивает, что его надо смотреть только в современных кинотеатрах на больших экранах. Но... я никак не мог отделаться от мысли, что смотрю не художественный, а документальный фильм, что вот сейчас в углу экрана появится милейший Николай Дроздов и мягким голосом с характерными интонациями начнёт рассказывать: - Смотрит, смотрите, как быстро детёныш придонного радужнопера ложноволнистого машет поджаберными плавниками! Это он направляет потоки воды в ротоглоточную полость, где висцервльные дуги, иначе называемые жабрами, поглощают растворённый в воде кислород - так дышат все лопастепёрые рыбы. Кстати, я не говорил? - этот малыш ростом с два меня, а ведь он только родился! До чего удивительна матушка-природа!
Это всё, конечно, очень мило, но мне кажется, что для художественного фильма подобный документализм - минус. Эта милота никак не движет историю, но сильно увеличивает хронометраж; что-то становится лишним: или милота, или история про месть.
А в фильме и других длиннот хватает. Например, весь эпизод с охотой на тулкунов; учёные подробнейшим образом растолковывают Полковнику и Пауку все особенности анатомии, поведения китов, охоты на них - вы кому это рассказываете, Полковнику-Пауку или зрителю? ОК, Пауку - но неужели 14-летний пацан, выросший совсем в другой обстановке, действительно понимает ихние научные термины? Внезапно выясняется, что добываемая из мозга тулкунов амрита - лекарство от старения - и есть цель и оправдание колонизации Пандоры. Серьёзно? А как и когда люди об этом узнали, если их 14 лет назад выгнали с планеты и весь прошлый фильм они добывали исключительно анобтаниум? Про переселение и спасение человечества уже забыли, надо спасать геронтократов?
И тыды и тыпы, я озвучил едва ли десятую часть вопросов и непоняток.
Очень смешанные впечатления от просмотра остались. Да, видеокартинка очень, очень красивая, но ведь кино не состоит только из красивых кадров. Первый фильм, на мой взгляд, был намного лучше; он удивлял, в т.ч. задумкой, оригинальностью, он был самодостаточен.
Второй фильм называется "Аватар: Путь воды" и кажется, что воды сюда налили столько, что все заложенные смыслы размываются, фильм требуется хорошенько отжать, чтобы хотя бы увидеть их и не забыть за три с лишним часа.