Играл в бетку, да и релизную версию чуток посмотрел. Вложу свои пять копеек в тему. То как Blizzard оправдывает своё нововведение по навыкам - "существовала вероятность запороть персонажа, существовали 2-3 общепринятых билда, остальное делалось только по фану". Моё личное мнение следующее:
1) Существовала вероятность запороть персонажа.
Titan's Quest, Reckoning, Torchlight (исходно в игре нельзя, но простейшим модом фактически от самих разработчиков включается) - это только малый список тех игр, которые решили проблему совершенно обычным способом - возможность выкачки. Не нравится? Пришёл в город, заплатил деньги, получил назад очки, перераскидывай. Нет проблемы. Со статами сложней и обычно их выкачку в играх не давали. То, что в Diablo 3 они качаются автоматом я воспринимают мягко говоря с удивлением. Мало того, даже если бы они не качались автоматом, фактически у классов только одна методика повышения статов - нужно вставлять камни на максимальный бонус к тому стату, который у класса мейн. Альтернатив практически нет, с очень редким вкраплением полезности от вкачки выносливости. Иными словами - такое радикальное решение точно не необходимость.
2) Существовали 2-3 общепринятых билда, остальное делалось только по фану.
Кхм... во-первых, давайте начистоту - вина в этом опять же на Blizzard, которые так и не смогли сбалансировать D2 до конца. Их последняя попытка, с сингергией, на мой взгляд признание поражения. Они не сбалансировали навыки, они просто сказали "хочешь свой имбанавык ещё сильней? Прокачай вот эти вот бесполезные, которые не будешь использовать и в которые вложишься просто ради пассивных бонусов". Так что извиняюсь, но вины механики я уж точно не могу тут усмотреть. Во-вторых, давайте ещё больше начистоту - а чем ваша Diablo 3 отличается? Людям проще попробовать фановые билды? Ну... допустим. И что? Ситуация поменялась? Сейчас нет 2-3 валидных билдов, а остальное хлам? Не заметил. В бете бегали одинаковые билды персонажей. Не сомневаюсь, что на высших сложностях (таки не удержался и глянул мельком) просто невозможно использовать фановые билды. Когда на моих глазах босс на Inferno убивал мага касанием, когда ему приспичивало кончать выпендриваться и просто подойти и ломать лица - я не вижу здесь места "фановым" билдам. Ни разу.
Что я лично думаю в отрыве от баланса навыков, который могут со временем исправить... Blizzard сами же зарывают свою идею. То есть идея - выкачиваться можно не только в городе за деньги (Reckoning, опять же), а в любом месте и бесплатно, пока навыки не откатываются. Ну... ладно, допустим. Это может быть интересно. Мы можем сделать билд для зачистки данжа, потом билд для босса... В этом есть некоторое разнообразие, мы не играем одним и тем же персонажем постоянно. Игра не так быстро наскучивает. И тут они же начинают резать свою идею как порося. "Вы перекачиваетесь для битвы с боссом? Ну... это неправильно!". И они вводят систему, когда каждый убитый чемпион по пути повышеает дроп с босса, но этот бонус ресетится при выходе из игры или смене навыков. Фактически только игрока выпустили из вольера на свободу, как тут же сказали "упс, извини парень, ты на свободе пошёл не туда, куда мы хотели. Нам вот тут придётся поставить заборчик... И тут. Пожалуй, тут тоже не помешает.". Извините, но если тенденция продолжится, то вокруг игроков выстроят новый вольер. В новом месте. Которое вроде как и не старое, и траву вроде как тут не так много щипали, только это всё равно огороженый забором кусок земли.
Что я думаю про систему крафта - её нет. То есть крафта нет. Есть название. А суть - это Gamble. В иной форме. Раньше мы продавали синие шмотки и на деньги покупали случайные предметы. Теперь мы разбираем синие шмотки (ибо они стоят бесценок у торговцев, а игрокам не нужны в виду завала аукциона жёлтыми) и на компоненты собираем случайные предметы. Ну и... в чём разнообразие? В Titan's Quest мы по рецептам крафтили особые сферы с бонусами, заранее известными. Крайне нетривиальные в сборке, многие собирались в течение 2-3 актов, и это в лучшем случае. В Reckoning у нас неожиданно глубокий крафт для Hack'n'Slash с несколькими категориями компонент предметов, возможностью подбирать бонусы по вкусу. Тут же... мы теперь "играем" не на деньги, а на банки с посиневшим кефиром. Я даже не обсуждаю насколько это удобно (есть немного удобства), просто я ожидал совершенно иного от крафта. Например... не знаю, крафта? А не иной оболочки Gamble.
Что я думаю про оружие и одежду - своеобразно, не обязательно плохо, но мне не так сильно понравилось. Фактически нет целенаправленного деления "вот это оденет только наш монах, а вот это только наш Охотник" везде и всюду. Реально же чужое оружие на классе практически никогда не выгодно. Более того, нет теперь закладки второго оружия. Ну предположим я не буду носить лук, ибо мне нужно его менять на меч и обратно через инвентарь в реальном времени (теперь). Предположим Близзард угадал мою давнюю мечту бегать с одним типом оружия. Кто им сказал, что мне не понадобится, скажем, двух разных мечей с разными бонусами? Может быть один сет оружия мне нужней против мяса, а другой против чемпионов. Что, никто об этом не подумал? Я должен ручками перебирать в инвентаре, пока в игре моего персонажа катают по суровому российскому асфальту лицом? Не знаю станут ли от этого в России хуже дороги, лицо моего персонажа почему-то красивей не стало. Буквально на вскидку назову что мне нравится больше как идея - Torchlight 2. Два взаимозаменяемых требования на почти каждом предмете (хотя есть и классовые) - требование уровня, требование статов. Тяжёлую броню, требующую силу, можно одеть на лучника, но заметно позже берсеркера. Мне нравится эта идея куда больше показаного в D3.
Из разряда Why the f...?
1) Упомянутое выше, отсутствие двух наборов оружия и клавиши переключения между ними. Почему? Просто почему?
2) Неинтуитивный интерфейс. Почему при продаже предметов я могу это делать одним кликом, но при перековке на компоненты для "крафта" мне нужно выбирать наковальню и ею щёлкать на предметы? То есть... почему нельзя было сделать однотипно? Мне просто удобней играть, когда схожие по функциям окна работают по схожему принципу, а не противоположным образом.
3) Идентифекация. Пожалел бы меня кто... Простая логика. В D2 надо покупать свитки. Это сложно? Нет. Затратно? Нет после первых 5 минут игры. Добавляет интересности и глубины процессу? Нет. Два варианта действий - убрать необходимость покупки (Titan's Quest, не нужна идентификация, встроенный в интерфейс телепорт) или же сделать идентификацию нетривиальной задачей (мммм... не приведу на вскидку Diablo-клон, но скажем в Divine Divinity это заметно экономило время и деньги). Что делает Diablo - встраивает телепорт в интерфейс и... идентификацию тоже. То есть нам нужно ткнуть в предмет и подождать, пока процесс закончится. Почему? Зачем? Я теперь даже не трачу деньги, я теперь даже не могу остаться без свитков в данже. Разработчики просто тратят моё время. Titan's Quest - не нужны свитки вообще, идентификации нет как рудимента. Torchlight 1 - нужны свитки и есть идентификация, ибо игра в сущности повторяет Diablo 1/Diablo 2 во многих начинаниях. Но это что за полумеры? Одно мы сделаем нормально, другое криво? Да, я слишком много написал по этой тему... задевает за живое. Как будто среди дизайнеров игры сидят идиоты. Или держат меня за идиота, которому понравится столь бесцельная и бессмысленная трата времени.
4) Привязка к онлайну... думаю все и так всё знают. Вопрос - что помешало сделать как в D2? Персонажи на компьютере - да пусть, играй оффлайн. Но онлайн это отдельная база персонажей, на сервере Blizzard, нельзя переносить. В том числе нельзя было бы выставлять предметы на аукцион с оффлайн персонажей. Проблема решена, те кто хочет играть один - так и делает. Кто не хочет - играет на сервере. Сервер лежит - развлекаются в сингле, лучше сидения и вайна на форуме. Ломают предметы и читерят - сидят с ломанными в своём сингле, аукцион в безопасности. Где тут место недовольству? Я не понимаю, это я такой идиот и не вижу очевидной проблемы с решением, которое взяли на вооружение сами же Blizzard в Diablo 2? Или это на них напал старческий склероз, помноженный на маразм?