Навеяно одной дискуссией неважно на каком форуме. Товарищ на полном серьёзе предлагал взвесить электрон путём маленького лабораторного взрыва в запаянной реторте и подсчёта массы исходного вещества до и и после взрыва. Я не мог пройти мимо - так появился этот фельетон.
Экспериментальная физика
Дело о запаянной реторте или Сага о сбежавших электронах
Научрук: - Знач так. Берёшь этого самого урания ровно половину критической массы и кладёшь в реторту. Усёк?
Первый Аспирант: - Усёк.
Научрук: - Берёшь вторую половину критической массы и...
Второй Аспирант: - Кладёшь в реторту?
Научрук: - Молодец, шаришь. Далеко пойдёшь.
Первый Аспирант: - Ну а чё дальше-то, дальше-то чё?
Научрук: - И запаивай, запаивай её поскорее!
Первый Аспирант: - Зачем?
Научрук: - Ты совсем тупой? Второй, для чего реторты запаивают?
Второй Аспирант: - Чтоб электроны не убежали?
Научрук: - Молодец, шаришь. Далеко пойдёшь.
Первый Аспирант: - А если запаять не успеем?
Научрук: - Тогда придёт лютый пушной зверёк.
Первый Аспирант: - Кто придёт?
Научрук: - Песец.
Первый Аспирант: - В смысле?
Научрук: - В смысле, завлаборатории снимет с меня шкуру, а я с вас - три.
Второй Аспирант: - А с меня-то за что?
Первый Аспирант: - Зачем пушному зверьку дополнительные шкуры?
Научрук: - Я так и знал! Да ни за чем. Это пословица такая.
Второй Аспирант: - Идеоматическое выражение.
Научрук: - Устойчивый фразеологизм. Усёк?
Первый Аспирант: - ...Аааааааа!!!
Научрук: - То-то же. Вернёмся к нашим ретортам, как сказал великий Гораций.
Второй Аспирант: - Я извиняюсь, но это не Гораций сказал.
Научрук: - Что?
Второй Аспирант: - Я извиняюсь. Гораций, конечно, великий человек и сказал много великих слов, но это не он.
Научрук: - А кто же?
Второй Аспирант: - Это сказал Сократ перед тем, как принять свою порцию ежедневного яда.
Первый Аспирант: - А реторта с ядом тоже была запаянной?
Научрук, Второй Аспирант (хором): - ЗАЧЕМ?
Первый Аспирант: - Ну, чтоб электроны не убежали...
Научрук: - Нет, он безнадёжен. Второй, чем отличается действие яда от ядерного взрыва с точки зрения поведения электронов?
Второй Аспирант: - В первом случае мы имеем дело с типичной химической реакцией, при которой происходит перераспределение электронов в химических соединениях, но сами электроны никуда не деваются. Во втором случае мы имеем дело с типичной ядерной реакцией, которая сопровождается изменением состава и строения ядра и испусканием элементарных частиц, в частности, электроны могут сойти со своей орбитали и перейти в новое состояние.
Научрук: - Молодец, шаришь. Далеко пойдёшь.
(Первому): - Ну, усёк?
Первый Аспирант: - Эммммм...
Научрук: - Тупица. Слушай. Сюда. Яд. Это. Химическая. Реакция. Ей. Не. Нужна. Запаянная! Реторта!!!
Первый Аспирант: - ...Ааааааааа!!!
Научрук: - То-то же. Итак, вернёмся к нашим ретортам, как сказал Сократ. Кстати, что там с ним случилось, не напомнишь?
Второй Аспирант: - Цикута сделала его великим.
Научрук (поднимает палец): - Вооооот! Следуйте во всём Сократу и сделаетесь великими. Итак, что будет, если не успеть вовремя запаять реторту?
Второй Аспирант: - Тогда электроны сбегут до начала эксперимента!
Научрук: - Именно. А какова цель эксперимента?
Второй Аспирант: - "Определение веса одного электрона путём проведения управляемого ядерного взрыва в запаянной реторте"!
Научрук: - Воооот, "в запаянной"! И каков ход эксперимента?
Первый Аспирант: - В запаянной реторте производим ядерный взрыв. Взвешиваем реторту до и после. Так как выделится много энергии и от урания сбежит много электронов, то вес оставшегося вещества окажется меньше веса первоначального куска урания. Делим разницу на количество электронов и вуаля - премия Вольфа у нас в кармане!
Научрук: - И если электроны сбегут до начала эксперимента, то...
Первый Аспирант: - Плакала наша премия?
Научрук: - Прекрати балаган, Первый! И если электроны сбегут до начала эксперимента, то...
Второй Аспирант: - ...эксперимент окажется под угрозой?
Первый Аспирант: - ...придут два лютых пушных зверька?
Второй Аспирант (тихо): - Не каркай.
Научрук: - Придут ТРИ лютых пушных зверька, потому что завлабораторией отзовёт у нас допуск к лаборатории, завкафедрой забудет подписать наш отчёт, а ректор отдаст наш Грант на другие эксперименты. ЭТО ЯСНО?!!
Первый Аспирант, Второй Аспирант (хором): - ЯСНО...
Научрук: - Знач так. Берёте ровно половину критической массы этого самого урания и кладёте в реторту. Берёте вторую половину критической массы и кладёте в реторту. Запаиваете. Быстро запаиваете, пока электроны не убежали. Потом встряхиваете. Потом ждёте. Потом, если выживете, взвешиваете. Результаты записываете и зовёте меня. Делить разницу на электроны я буду сам, вы всё равно не справитесь. Всё понятно?
Первый Аспирант, Второй Аспирант (хором): - Всё понятно.
Научрук: - Приступайте. А я к завкафедрой, надо наш отчёт заранее подписать, пока другие бездари не набежали.
* * *
Второй Аспирант: - Слушай, мне кажется, что мы забыли взвесить реторту ДО.
Первый Аспирант: - Да? Действительно.
Второй Аспирант: - Ничего не попишешь, придётся начинать всё сначала. Выгружай ураний обратно.
Первый Аспирант: - Нет, давай возьмём новую реторту, эта уже грязная.
Второй Аспирант: - Точно.
Первый Аспирант: - Это тебе не первая космическая скорость, здесь мозги иметь надо.
* * *
Первый Аспирант: - Слушай, а это он серьёзно, или...?
Второй Аспирант: - Ты о чём?
Первый Аспирант: - О том, чтобы ВО ВСЁМ следовать этому... как его... Сократу. Он не хотел сказать, что...
Второй Аспирант: - Это было идеоматическое выражение.
Первый Аспирант: - Ааааааааа...
* * *
Первый Аспирант: - Слушай, а они точно сойдут со своих орбит?
Второй Аспирант: - Кто сойдёт?
Первый Аспирант: - Электроны.
Второй Аспирант: - С орбиталей.
Первый Аспирант: - Что?
Второй Аспирант: - Они называются орбитали.
Первый Аспирант: - Да неважно. Они точно сойдут с этих самых орбиталей?
Второй Аспирант: - Точно сойдут.
Первый Аспирант: - Меня беспокоит, а вдруг не сойдут? Вдруг что-то пойдёт не так и электроны сбежать не смогут? Получается, мы всё делаем зря.
Второй Аспирант: - Да успокойся уже, сбегут твои электроны.
Первый Аспирант: - И тогда мы их взвесим?
Второй Аспирант: - Именно.
* * *
Первый Аспирант: - Слушай, меня вот что ещё беспокоит...
Второй Аспирант: - Что там опять?
Первый Аспирант: - Что он имел в виду, когда сказал "если выживете"?
Второй Аспирант: - Я думаю, это тоже было идеоматическое выражение.
Первый Аспирант: - Устойчивый фразеологизм? Как "лютый пушной зверёк"?
Второй Аспирант: - Точно.
Первый Аспирант: - Ааааааааа...