Понятно, что любая компьютерная игра симулирует какие-то из инстинктов человека и поэтому в нее хочется играть.
Рассмотрим это на примере "Скайрима" или "Обливиона".
Существует пять основных инстинктов: самосохранение, размножение, потребление, социальные инстинкты и экспансия. Они дополняют друг друга, поскольку потребление необходимо для самосохранения, а размножение это самосохранение вида.
Компьютерные игры в разной степени виртуально удовлетворяют, то есть симулируют эти инстинкты.
О самосохранении в игре приходится заботится постоянно и с этим все понятно. Инстинкту размножения игры уделяют, как ни странно, гораздо меньше внимания и все, как правило, ограничивается небольшим числом любительских плагинов. Обычно они сделаны не профессионально, требуют очень неудобной установки и дополнительных приложений, в которых не всякий разберется.
Разнообразнее всего компьютерные игры удовлетворяют инстинкты потребления. Играя в "Скайрим" или любую другую игру серии, задумайтесь, когда занимаетесь сбором ингредиентов. Это ведь классическое поведение собирателя, идущее из глубины самых первобытных времен. У человека с древности осталась инстинктивная потребность что-то постоянно собирать. Раньше это были ягоды и грибы, а теперь этим человек занимается в виртуальном мире.
Многие люди проводят час за часом, ежедневно скачивая из интернета множество различных картинок и сохраняя их у себя в коллекциях. Тоже инстинкт собирательства в чистом виде.
Особо интересна с точки зрения игр экспансия. Всякий вид живых существ нуждается в распространении, открытии новых территорий. Эта потребность тоже биологическая, она нарямую связана и с инстинктом потребления-собирательства (потому что на новых территориях новые ресурсы), и с размножением.
Открытие новых территорий в игровом мире это она из самых интересных сторон игрового процесса. Я категорически против того чтобы вся карта была открыта с самого начала. Должны быть неизвестные территории, которые еще только предстоит разведать. Современный человек в жизни часто лишен радости познания неисследованных пространств. Он живет в четырех стенах тесной квартиры, а весь мир за ее пределами уже неинтересен и кому-то принадлежит. Это существование в заточении, в плену строгих рамок цивилизации. И выйти в свободные неисследованные пространства человек может только в мечтах через компьютерные игры.
Я считаю, что в "Скайриме" надо больше внимания уделять плагинам посвященным новым неизвестным территориям, огромным территориям, чтобы компенсировать острейшую нехватку ничейного пространства в реальном мире.
Живет человек, тратит время жизни на компьтернае игры... А намного ли бессмысленнее удовлетворение инстинктов в вымышленном мире чем в настоящем?
С одной стороны... В игровом мире у вас может быть много вещей, золота и дворцов, особое положение в обществе... но...
Кем бы вы ни были в игровом мире, сколько бы вы не накопили богатств и умений, но ничего не сможете взять в реальный мир из игрового. Как только вы выключаете компьютер все великолепие исчезает.
Все это, с философской точки зрения, напоминает ситуацию со смертью в реальном мире. Как бы не был богат миллионер или олигарх, он не сможет взять с собой на тот свет ни одной монеты.
Феномен смерти странным образом уравнивает компьютерную игру и реальную жизнь. С точки зрения смерти все ваши достижения в виртуальном и реальном мире однозначны, и все богатства равноценны.
В таком случае игрок сам может решать считать ли это равенство принижением ценности материального, которое для смертного оказывается не таким уж незыблемо материальным. Или возвышением ценности выдуманного, которое в свете зыбкости реального мира, будет казаться не менее важным.