Про гнилых либерастов, державные скрепы и карикатуры на исторические параллели.
Ыыы! Я в печали. В этой серии палочка-выручалочка Фёдор Хромый не только никого не спас, но и опростоволосился сам, вызвав гнев своего патрона. Но не будем забегать вперёд.
Начинается серия с замечательной сцены: Иван III объявляет боярам о введении нарочитого налога "на строительство собора, по пол-гривны с каждого податного двора ежегодно, вплоть до первого богослужения в соборе". Бояре пытаются протестовать, и тогда Иван объявляет особую волю самым горластым: а с вас по целой гривне. Бояре мигом трезвеют и один по-за другим кланяются Ивану в пояс (т.е. буквально кланяются): спасибо, отец великий, на богоугодное дело мы рады раскрыть свои мошны. Ну, русские рабы, чо с них взять: их грабют, а они кланяются и благодарят. Карикатура, одним словом.
Формально налог платить должны бояре, но откуда они-то средства берут? С эксплуатации угнетённых классов, ессно; поэтому невзаправдошное возмущение бояр несколько забавно: каждый из них в точности знает, что обдерёт ближнего как липку и вернёт себе траты с лихвой. А некоторые горластые, как лицо несистемной оппозиции Григорий Мамонов, и вовсе планируют ободрать самого великого отца на поставках камня для восстановления Москвы; посмотрим, получится ли у них.
После столь непосильных трудов Иван почивает в постеле прямо в кафтане и сапогах: ну, он же пахал как раб на галерах, разболокаться сил нет совсем. Увы, неотступные просьбы Софьи помиловать Андрея и Бориса заставляют Ивана вновь взяться за вёсла и он отправляется в темницу проведать своих братьев: как там они, сердешные, не определились ещё, враги они или союзники? Мёртвые тела охраны в темнице почему-то не удивляют ни Ивана, ни Фёдора Хромого, и только в пустой камере они понимают: братьев нет. А-а-а, ИЗМЕНАНАЙТИ!11 - психует Иван и пилит саблей шею Хромого, но пилит аккуратно; видимо, понимает, что палочка-выручалочка ещё пригодится.
За три серии пока у Ивана лучше всего получаются две вещи: произносить с трона пафосные речи и психовать. А, это ж карикатура, не забудем.
Измена действительно имеет место быть, потому что ещё в прошлой серии Кабаниха склонила лицо несистемной оппозиции Мамонова выкрасть сыновей из лап кровавой гебни, посулив в награду контракты на поставку камня. То ли коррупция в высших эшелонах власти, то ли спайка компрадорского олигархата по распилу госбюджета и народного достояния.
Спасать братьев от кровавой гебни взялся не то монах с навыками спецназовца, не то спецназовец, переодетый монахом. Православный монах-спецназовец мне встречается впервые; кажется, создатели сериала случайно родили новый треш-тренд. Разумеется, столь колоритная фигура просто обречена на успех: братья спасены и отправляются в Новгород - для войны с Иваном.
Сериал плавно переходит к весьма непростой и драматичной теме - противостоянию Новгорода и Москвы и победе Москвы; победе, которая определила ход не только русской истории, но и сопредельной ойкумены. Это удивительно, но ВСЯ история борьбы Новгород&Москва уместилась в 22 минуты экранного времени, вместе с побочными сюжетными ходами и прочей лирикой. Поскольку впихнуть невпихуемое в столь малый отрезок времени, на мой взгляд, невозможно, то получилась очередная карикатура (опять же, на мой взгляд).
Кто им диалоги сочинял?
Марфа Борецкая: - Не бойтесь Москвы. Войны не будет. В Москве сейчас урон и убыток, в Москве теперь блаблабла денег нет.
Дьяк: - Денег в Москве никогда нет, а как воевать - находят где-то.
Все: - Гы-гы-гыыы!
Марфа Борецкая: - Дак и мы найдём! Ведь Новгород - вольный город!
Все вопят: - Даааа! Вольный! Вольный! Ууу!
Марфа Борецкая: - И мы не одни - Псков с нами! Вот ихний князь Василий Василич Шуйский с нами, глядите! А псковичи воевать умеют и нам помогут.
Дьяк: - Псков оно конешно хорошо...
Марфа Борецкая, красуется: - А есть и кроме Пскова. Пан Пшемыслав, вольный народ ждёт, что вы скажете?
Пан Пшемыслав, пафосно: - Я имею от короля Казимира послание блаблабла... Казимир блаблабла поддержит.
Василий Шуйский, катает яблоко по столу: - Мне нравится. А... (обращается к Марфе) чем расплачиваться-то за помощь будете?
Марфа Борецкая: - Новгород освободится от Москвы и (со значением) войдёт в княжество Литовское! (пафосно) Потому как мы - народ вольный!!1
Все вопят: - Даааа! Вольный! Вольный! Ууу!1
На сем масонская сходка предателей, мечтающих войти в ЕС, закончилась. Не хватало токо какого-нить юродивого с криками "Абамкунацарство!"
Смех один. Не в том смех, что "вольный народ" мечтает отрубить руку Москвы только для того, чтобы тут же передаться Литве, а в карикатурной подаче. А начнёшь разбирать: Борецкая подана как настоящая посадница, хотя таковой никогда не была (женщины были лишены избирательного права; Марфа Посадница - издевательское прозвище московитов, "посадница" она только потому, что вдова посадника Исаака Борецкого); с какого перепугу Псков должен помогать Новгороду, неясно - во всех противостояниях Новгорода и Ивана III Псков выступал союзником Москвы (и, в частности, весьма немилосердно пограбил новгородские земли в предыдущей войне 6 лет назад); Шуйский уже давным-давно не был псковским князем, но новгородской обороной действительно командовал; и тыды и тыпы. Но это всё неважно: надо же показать гнилость прозападных либерастов.
Гонец докладывает Ивану, что в Новгороде бунт, всех дьяков и слуг московских смертью убили, ногами топтали, Москва-де нам не указ, и Иван-де нам не государь, а зачинщик всему Борецкая. Иван посылает Хромого в Новгород для увещевания, но Борецкая недипломатично показывает ему кукиш. Низя такое терпеть, и Иван сам отправляется в Новгород во главе бронекопытного войска, чтобы раздавить гадину в её логове... упс... чтобы вразумить глупых новогородцев, ибо с нами Бог. Войско прибывает к Новгороду и берёт его в осаду. Осада длится пять минут... в смысле, много месяцев, осаждённые мёрзнут и голодают; и Василий Шуйский-Гребёнка является к Марфе с претензией: обманул нас Казимир! Происходит ссора, Марфа обзывает Василия простоволосой бабой и прогоняет - так распалось очередное многообещающее шумноначатое демократичное объединение несистемной оппозиции. Запад в очередной раз не выполнил своих обещаний, войска НАТО на помощь не пришли, ЕС ограничился выдачей грантов, а лидеры оппозиции перегрызлись друг с другом из-за личных амбиций. Всё как в жизни; а профит получает, разумеется, Пу... тьфу, великий князь московский.
Профит Иван III получает действительно немаленький, ибо в следующей сцене не-псковский князь Василий на коленях умоляет его не губить Новгород, а в знак добрый намерений выдаёт Ивану - вотэтапаварот! - связанную Марфу Борецкую. Такова она, несистемная оппозиция, аха.
Т.е. получается, что не только Иван не знает, кто против него воюет и принимает Василия за нейтральное лицо, но и сам Василий каким-то образом сумел выкрасть Марфу, незаметно с мешком на голове провезти сквозь два кольца, и никто не поинтересовался - а кого ты везёшь? - и только в шатре Ивана правда раскрывается.
Разумеется, несгибаемая Марфа высказывает кровавому тирану в глаза всё, что думает: - Ничего ты не изменишь, Иван Васильевич; и народ будет свободным, пока на городской площади звонит вечевой колокол. - Ах так, - говорит Иван Васильевич свою знаменитую формулу, задокументированную в десятках источниках, - Вечу колоколу не быти, посаднику не быти, а государство всё нам держати. Так кровавыйтирантм раздавил последние ростки свободы, я плачу, хнык.
Следующая сцена меня поразила, хотя вроде бы ко многому привык. Вечевой колокол привозят в Москву; когда его показывают крупным планом, первое, что замечаешь - это... большая свастика. Целых три. Упс.
Свастичные элементы известны во многих культурах, известны даже старинные колокола со свастиками, в основном восточного происхождения. Насколько обосновано размещение свастик на вечевом колоколе? Ведь новгородский вечевой колокол до нас не дошёл, как он выглядел, неизвестно; для съёмок специально изготовляли муляж и создатели фильма были вольны выбирать надписи и орнамент. Выбрали именно свастику; следовательно, для них это имело значение. Какое? - я так и не понял. Какой сакральный смысл в этом - тоже не понял. Вечевой колокол - это символ; символы не могут быть абстрактно-бессодержательными.
Если только это не очередная карикатура. Вот есть условные "державники", они по умолчанию хорошие, потому что строят Империю; есть условные "либералы", они по умолчанию плохие, потому что прозападные, - ну и заклеймим их фашистами, чтоб неповадно было. Карикатура.
В Москве Иван узнаёт, что его дочь умерла, Софья горюет и много дней не ест и не выходит из комнаты (и Кабаниха этому почти рада). Иван обещает Софье построить храм, как она во сне видела; и из Рима приглашается архитектор Фиорованти.
Отмечаю про себя, что присоединение Новгорода - это 1478 г, к этому времени у "молодых" родилось уже четыре дочери, две из которых умерли во младенчестве (1474 и 1475 гг). Рассинхрон.
Отмечу ещё, что в одной из сцен Казимир уважительно называет татарского посла "Мухаммед-Хаджи", что автоматически означает, что посол мусульманин и совершил хадж. Вспоминаю, как в прошлой серии татары называются "погаными". Погаными монголо-татар называли не потому, что они поганые, нечистые, а от латинского paganismus, сельский, провинциальный; на русской почве слово paganus - язычник. Поганые - значит просто "язычники", первоначально без негативного оттенка. Но если хан Узбек ввёл в Орде ислам 150 лет назад, то татары перестают быть язычниками; к этим вопросам/поименованиям относились весьма щепетильно. Отчего же в фильме татары по-прежнему "поганые"?
Да, а как там с братьями Андреем и Борисом, они же с Иваном воевать хотели? А никак; вся их "война" укладывается в три штрих-пунктира: вот они решают ехать в Новгород - защищают в Новгороде Хромого от толпы - сбегают из города, как только получают известие о приближении Ивана. Опять карикатура.
С Третьим Римом всё намного лучше: Новгород покорён, из второго Рима выписаны архитекторы; преемственность, все дела. Ждём новых серий.