То чувство, когда приходится переигрывать с начала, потому что... потому что... вы не поверите - потому что я не знал, что карты для гвинта следует выкупать сразу, как токо их увидел!
На старте выдают задание "собрать все карты"; дак вот, оказалось, что невыкупленные карты... пропадают. Как следствие, если хочешь завершить квест и вообще играть в гвинт - надо выкупать карты сразу. Играть стартовой колодой неможно; т.е. играть-то можно, но будешь почти всегда проигрывать. ОК, пробегаю доступных торговцев - нету нужных карт! Залезаю в интернет почитать, где их искать - и узнаю, что они продаются в Белом Саду у корчмарши, а у неё карт нету, потому что перед уходом из локации мы устроили в ейной корчме резню и она обидемшись. Что за... (тут много выражений из игры)?!! Мы же её и защищали!!11
Я понимаю, что "всё имеет свои последствия", но не до такой же глупости? Живо напомнило первого Ведьмака, там подобных глупостей с последствиями твоего "псевдо-выбора", о котором ты даже не догадывался, было достаточно. КАК, откуда можно узнать, что невыкупленные сразу карты пропадают???
С другой стороны, переигрывание пошло на пользу. Ещё один момент, о котором не может догадаться новичок в игре: оказывается, сначала надо идти по сюжету, и только потом выполнять дополнительные/ведьмачьи задания. Я же привык делать наоборот: походить, осмотреться, понять что к чему - и потом браться за сюжетные задания. Итог такой: чтобы выследить грифона, надо поговорить с охотником, он поможет нам, мы поможем ему, блаблабла... но в Журнале все задания, связанные с охотником, сразу отмечаются красным, т.е "не выполнено/не доступно". Самого охотника нигде нет, где он, неизвестно; я потом уже, после переигрывания загрузил старую сохранку, пошёл его искать и нашёл хладный труп. Охотника нету, потому что... кто-то его убил, предположительно волки (?). Охотника, который волков и собак валит с одной стрелы и ходит по лесу так, что его не слышит даже грифон (это цитаты). Баг это или что другое (что?) - без понятия. Как бы через несколько лет после выпуска игры баги должны были бы починить.
Т.е. за это задание надо браться сразу; пропуск одного дня критичен (по крайней мере, у меня). Если выполнять квест сразу, то и охотник на месте, и за связанные с ним квесты отваливают почти аж 400 очков; а что такое 400 очков, знают все, кто играл в игру.
Очень несуразная затыка с пропавшим охотником; таких не должно быть в принципе.
Вообще для тех, кто ещё не знает - в этой игре чёткое разделение: за сюжетные квесты дают много или ОЧЕНЬ много очков опыта, а дополнительные/ведьмачьи квесты дают редкие ингредиенты и лучшее снаряжение - намного лучше, нежели встретишь в магазинах. За доп. задания очков дают смехотворно мало (а за убийство монстра - вообще пшик); хотя встреченные враги чаще намного сильнее тех, что встречаются по сюжетной линии. Поэтому, если хочешь побыстрее набрать уровни и, что важнее, разблокировать ячейки для умений - надо сначала пройти хоть немного по сюжету.
Плюсы. Игра красивая, очень красивая. Закаты, смена времён суток, смена погоды etc - за этим можно просто наблюдать, изучать. Природа - на высоте; можно просто ходить и любоваться пейзажами: есть чем. Вдобавок Геральт комментирует погоду/окружение, что дополнительно придаёт свой шарм.
Атмосфера войны, безнадёги, упадка... ну да, чувствуется. Но, кажется, переборщили с нагнетаниями; см. далее.
Кстати, неясно (мне), как образовались свежие каменные руины? Их не время разрушило, это сделала война вот только что, как следует из диалогов, но как именно? Пушек я пока не встретил, без понятия, есть ли они в этом мире? Часто натыкаешься на взрывающиеся бочки (селитра?), но бочки и ведьмачьи бомбочки - это одно, а разрушение городов - другое. Остаётся думать, что обстреливали из требушетов; но я пока встречал их только на картах для гвинта. Кроме того, и осадная техника подобного уровня развития не наносит таких повреждений и, что важнее, необходимости в тотальных разрушениях не было: человеки ещё не цивилизовались до ковровых бомбардировок.
Квесты интересные, над некоторыми даже приходится подумать. Пресловутый выбор, трудности выбора и последствия выбора - незнай, пока всё достаточно прямолинейно. Но плохо, что вариантов мирного решения часто просто нет в принципе; и это нелогично. Вот нам несколько раз показывают, как в диалогах Аксием заставлять непися поступать так, как нужно Геральту - почему бы не расширить этот опыт? Почему бандитов надо обязательно убивать, но нельзя проучить кулаками, как в самой первой драке? Почему нельзя проучить стражников? - т.е. попытаться-то можно, но стражники по определению сильнее уровней эдак на 15-20, поэтому любая попытка воздействия - до первой стрелы в брюхо Геральту.
Интересна система прокачки Геральта и, главное, это всё реально работает. Вложил очки в определённый знак - он реально усилился и появляются новые возможности: так, монстров можно не рубить мечом, а натравливать друг на друга, пусть едят себя сами. А чего бы и нет? за ликвидацию толпы утопцев дадут пресмешные +10 очков, дак зачем мечи об них тупить? Починка дороже стоит.
Минусы. Самый большой, на мой взгляд - обилие матерщины и вообще ругани. Я понимаю, что война, разруха, люди и не_люди озлоблены etc etc etc, но когда каждый третий взрослый выражается в духе "что я этим сукам сделал", "да любись они все в жопу" - и это ещё достаточно мягкие выражения - это ненормально. В реальности люди так не говорят, не матерятся, особенно незнакомым людям при первой встрече. Можно понять, когда тебя материт пьяница с бодуна (и то меру надо знать), но обилие неоправданной ругани на каждом шагу - это ненормально. Я в лесах отдыхаю - по крайней мере, звери и монстры не ругаются матом.
Кстати, интересное наблюдение, надо проверить: кажется, матерятся только люди, краснолюды просто ругаются, встреченные эльфы не ругаются совсем, низушки стараются говорить витиевато и запутанно.
Шаблоны на каждом шагу. Совершенно идиотские шаблоны.
Если пьяница - то обязательно с сизой мордой и блюёт тут же, где сидит-стоит, хотя б и в людном месте. Хорошо хоть не все они матерятся; бывает, и просто песенки поют.
Если солдат - обязательно грубый солдафон с хриплым голосом, тупой физиономией и полным отсутствием интеллекта. Матерятся - я почти счастлив - не все. Зато те, кто не матерится, могут за просто так отсыпать палки человеку, а лучше сразу повесить. А виноватым сделать, разумеется, ведьмаков. Учитывая, что голов у персонажей в игре немного, кажется, что все государства набрали в армию родных братьев и заставили воевать друг с другом - отличить их можно только по форме.
Если хоть сколько-нибудь важный женский персонаж встретится по квесту - обязательно у ей штаны в облипочку и задницей вертит просто так - ну, все же хотят соблазнить ведьмака, верно? Даже крестьянки, и те ходят в лосинах в облипочьку.
Если встретишь крестьянина и вообще человека из низов - он, разумеется, патриот и расист, ненавидит не_людей и нильфов, потому что нильфы оккупанты. А любой мало-мальски образованный персонаж, начиная с торговцев - чаще за нильфов; они, разумеется, поначалу тоже ненавидели оккупантов, но потом поняли, что нильфы наведут порядок - а порядок лучше хаоса. То, что хаос организовали сами же нильфы - как-то проходит мимо; тут же напрашиваются аналогии с современным положением умов.
Надеюсь, по ходу игры негатив развеется, а то получается совсем уж абсурд: либо несимпатичный "патриот" и расист, либо образованный приятный "либерал", и там и там - карикатуры, которым верить не получается; середины пока не встретил. Надеюсь, пока не встретил, а то будет совсем грустно.
Незнай, как оно дальше будет. Пока сумма положительных впечатлений превышает сумму отрицательных впечатлений; да и пощупать игру самому охота - за что её так хвалят? В общем, будем посмотреть.