Таки прошёл пару-тройку дней назад.
Вот незнай, как и в первый раз, впечЯтления очень неоднозначные. Я бы даже сказал, что отрицательных впечатлений больше, чем в первый раз; просто я их (отрицательные моменты) сейчас воспринимаю намного спокойнее.
У меня вообще очень нестандартный взгляд на игровую серию и то, как подан в ней Геральт, в частности. Если кого-то мои слова могут задеть - не читайте дальше.
Очень трудно переигрывать любую игру из серии, зная, кто что из себя представляет и чем вообще всё кончится. При первом прохождении информацию получаешь по ходу сюжета/заданий, ориентируешься на неё и делаешь свой выбор - достаточно независимый даже при условии, что книги Сапковского были прочитаны ранее, т.к. книги книгами, а игра игрой. При этом полную информацию о мире можно получить, только пройдя игру трижды: за каждую из сторон + нейтрал. Это особенность серии; игра подталкивает, скорее даже заставляет пройти себя ещё 1-2 раза. Это не плохо и не хорошо, это просто данность, с которой нужно считаться; фанаты серии действительно проходят по нескольку раз, остальные ищут ответы на появившиеся вопросы в книгах Сапковского или в интернете.
Игра предлагает сделать ряд выборов. Кто-то делает выбор методом научного тыка, просто тыкнув наугад строку в диалоге или руководствуется эмоциями. Но, наверное, невозможно сделать выбор, зная заранее подоплёку.
Ну вот самый глобальный выбор в игре: Скоятаэли или Орден? А если мне обе стороны глубоко антипатичны, то что выбирать? О, я очень сочувствую эльфам-краснолюдам-низушкам-прочим нелюдям, их положение действительно незавидное - и одновременно я нинасколько не сочувствую ни Скоятаэлям, ни их методам. О, мне симпатичен Зигфрид и его идеалы, симпатичны даже первоначальные идеалы Ордена - и одновременно нинасколько не симпатична организация, в которую превратился Орден буквально на наших глазах в самом начале игры. Обе стороны поданы весьма прямолинейно - как кровожадные мстители за былые обиды; обе стороны не останавливаются ни перед чем для достижения своих целей. Я понимаю мотивы сторон, не одобряю, но, кажется, понимаю - но всё таки, чем одна сторона лучше другой? Если поможем Скоятаэлям - они вырежут противников, а заодно и мирное население; если поможем Ордену - они вырежут нелюдей без разбора на правых и виноватых, мирных и немирных, а заодно и мирное население.
Вне зависимости от сделанного выбора другая сторона обзывает Геральта... предателем со всеми вытекающими последствиями. Позвольте, но разве Геральт им что-нибудь обещал, давал клятву верности или что-то подобное? Разумеется, нет; ведьмак просто по доброте душевной спасает кого-то от смерти, выполняет чьи-то просьбы и тыды и тыпы.
Но, м.б. третий вариант - попытаться остаться нейтральным, не принимать ничью сторону (я выбрал его и это было непросто, приходилось переигрывать некоторые моменты) - будет лучше? Ну, по лору-то вроде так и полагается; в конце концов ведьмаки просто охотники на монстров и должны оставаться нейтральными (в скобках: ха-ха это Геральт-то нейтральный?). Но нет, этот выбор ничуть не лучше: не считая того, что Геральт станет врагом для обеих сторон, народу при таком выборе погибнет ещё больше... и, разумеется, позже виноватым назначат... правильно, Геральта.
Да какого ж... лешего!? - вспоминаются все нехорошие выражения из Ведьмака-3.
Ладно, перейдём к классике: Трисс или Шани? Собственно, в игре выбор в том, кому из них отдать Альвина на воспитание. Да помилуйте, из игровых данных (мы ведь условились руководствоваться игровыми данными?) недвусмысленно следует, что пацан им нужен для одной-единственной цели: привязать намертво Геральта к себе, до самого пацана им дела нет, воспитывать детей они не умеют и заниматься им они не будут. Одна чрезмерно занята своими чародейскими амбициями, у другой огромная целительская практика; Альвину попросту некуда приткнуться. Геральту, кстати, тоже.
Вне зависимости от сделанного выбора, в итоге обе требуют, чтобы Геральт лично пошёл бы и унизил подругу и потом отчитался и рассказал об унижении. Разумеется, обиженная сторона слетает с катушек и свою неприязнь к сопернице вымещает на Геральте в максимально грубой форме: она тебе дала, да? - ну и вали к своей шлюхе и ейной гм... ну вы поняли, полировать свой меч.
ОК, я понимаю, что любовь-морковь, чувствы, ревность и всё такое - но зачем заставлять Геральта унижать соперницу? Вы ведь уже получили желанный приз?
Нет, мне лично симпатично многое в Трисс и Шани (нет, я не про изгибы ихних фигурок, хотя они очень даже ничего) - но как тут вообще можно сделать выбор, видя, как обе подруги беззастенчиво манипулируют Геральтом? Обе подруги совсем не прочь пофлиртовать налево - но обязательно пилят Геральта, если то же самое сделает он.
При этом Шани я поставлю дополнительный плюсик за последовательность: если игрок выберет Трисс, то Шани действительно откажется разговаривать с Геральтом до 5 главы. Лечить его раненого при встрече будет, а разговаривать - не будет (фишка в том, что она бесплатно лечит всех раненых, попавших в радиус действия скрипта, этим можно пользоваться).
А если игрок выберет Шани, то Трисс попсихует и успокоится: ей по сюжету полагается сделать ряд важных дел с Геральтом. Вряд ли реальная Трисс успокоилась бы так быстро; эти моменты в игре проработаны кривовато.
Геральт. Казалось бы, у него роль простая: убийца чудовищ, который время от времени гм... полирует свой длинный меч. На деле же в Ведьмаке-1 (как и в Ведьмаке-3, пусть и в меньшем масштабе), Геральт отыгрывает роль идиота, которого обманывает едва ли не каждый встречный. Что характерно, Геральт (не игрок, а игровой Геральт) иногда видит, что его обманывают или что им манипулируют, - и при этом всё равно лезет в расставленную ловушку. Это можно было бы списать на игровую условность или необходимость набить игру квестами - но как по мне, слишком много этих условностей и желающих порулить доверчивым ведьмаком.
Я даже с трудом вспоминаю персонажей, которые не обманывали бы либо не пытались бы прямо или косвенно (чаще прямо) манипулировать Геральтом. Альвин ребёнок и не понимает, что он такое, вынесем его за скобки. Возможно, Золтан? - и то не уверен. Владычица Озера? - но и у неё свои виды на ведьмака. Белая Райла? - действительно не пытается обмануть; кто-нибудь подскажет кого-то ещё?
А Геральт Я Всех Люблю, весь такой доверчивый, душа нараспашку, обманываться рад - по игре. Да, я с удовольствием поубиваю утопцев и спасу ваши товары; да, я отдам вам товары, раз они предназначены для вас - позже этим товаром, оружием, скоятаэли немножко погеноцидят мирное население. Да, я передам пакет, раз ты просишь - позже окажется, что это пакет с наркотой, которой будут травить детей. Да, я спасу Абигайл от беснующейся толпы - чтобы позже узнать, как она меня обманывала (вариант: я отдам Абигайл толпе, чтобы позже узнать, что толпа вырезала всю деревню). Да, я заманю рыцарей в западню - позже белки немножко погеноцидят людей (вариант: да, я помогу разбить белок - позже Орден немножко погеноцидит нелюдей). Ой, нет, я лучше буду нейтральным - во всеобщей резне народу погибнет ещё больше. Да, я помогу Леуваардену расправиться с Саламандрами и расскажу всё что знаю, я ведь тоже хочу отомстить - и тем самым не только приближу всеобщую войну, т.к. купец агент Нильфгаарда, но и сыграю на руку нескольким, мягко говоря, малосимпатичным персонажам. Да, я безусловно помогу Трисс, она же меня спасла и вообще милая - чтобы позже узнать, что за её спиной стоит Ложа с их кровавыми мегаамбициями. И тыды и тыпы.
Удивляет, собственно, не то, что события имеют последствия, а то, с какой готовностью Геральт позволяет себя обманывать. Геральт, ты идиот?
К плюсам игры отнесу то, что все эти трудные выборы действительно имеют значение - не "вообще" по лору, а непосредственно в данной игре. Так, если спасти или не убивать Абигайл-Винсента-сестёр-Беренгара-Адду, то они очень помогут в финале и в финальной битве. Другое дело, что к тому времени при правильной прокачке Геральт становится неубиваемым и их помощь не очень-то и нужна - но то, что помощь вообще реализована - большой плюс игре.
ПыСы: Походу, этот пост запоздал лет на 10
.