Публикация навеяна одной темой в Болталке. Когда-то не очень давно участвовал в "парабеновых" холиварах на одном неважно каком ресурсе; собственно и рассказ написан для того холивара, а сейчас просто показываю по случаю.
Holy War
или
Голая Война
Тысячелетиями человечество потело, лоснилось от немытых голов, ходило с небритыми подмышками, мохнатыми грудями, заросшими подбородками, украшало себя бодиартом из пепла, разноцветной грязи, косточек съеденных соплеменников, перьев, и всякоразными другими первобытными прелестями. Нельзя сказать, чтоб оно сильно страдало, - нет, человечество считало, что такой естественный порядок дарован им свыше богами и потому им надлежит такому порядку радоваться. Оно и радовалось. Неистово чесалось, мёрло едва повзрослев, но радовалось; и все , в общем-то, были счастливы.
Ну или почти все. Потому что, как это нередко бывает, в среде счастливых обывателей нашлась группа леворуционеров-радикалов, нагло поправших дедовские обычаи. Они заявили, что только свиньи могут быть счастливыми, сидя в грязи; и придумали умывания, обливания, бритвы, ножницы, расчёски, правила так называемой "гигиены", нижнее бельё, антиперспиранты и вообще всячески мутили воду, часто в прямом смысле - розовыми лепестками, ароматными маслами и прочей ересью. Противоестественное движение это ширилось,их терпели; но когда леворуционеры покусились на самое святое - на небритые подмышки, - традиционалисты не выдержали и объявили обновленцам Holy War, или Голую Войну. И... быстро её, извините, профукали, потому что облачённых в бронелифчики сторонниц бритых подмышек оказалось неожиданно много.
Профукать профукали, но сдаваться не собирались и вынужденно ушли, сами понимаете, в подполье. Рецидивы этой войны периодически вспыхивали, - без особых, впрочем, успехов для поросших кудрявым мехом голых натуристов, - и докатились и до наших дней.
И вот уже в наши дни повсевместного безоговорочного засилья косметики с парабенами нашлись смельчаки, возвысившие свой голос против сего еретического неистовства. Некая Филиппа Дэрбр, исследуя раковые опухоли, нашла в 18-ти образцах (из 20-ти) следы парабенов. "Ну и что , - сказали ей далёкие потомки леворуционеров-радикалов, - одно-единственное исследование погоды не делает". "А то, - возражает им Дэрбр, - что большая часть парабенов обнаружена почти исключительно в верхнем внешнем квадранте, ближайшем к подмышкам; и подмышки эти - бритые! Следовательно, наличие парабенов может быть связано с раком груди!"
Тут поднялась буча. Поскольку спорить дубинкой по голове, как встарь, было уже некомильфо, война приняла более-менее цивилизованные формы. Масла в огонь подлил редактор, опубликовавший в своём журнале мнение Дэрбр, и двусмысленно заявивший, что
"Из этого исследования невозможно сказать, действительно ли парабены вызывают опухоли, но они определенно могут быть связаны с общим ростом случаев рака груди"; и призвавший к дополнительным исследованиям. Дополнительные исследования были проведены и они не нашли никаких прямых доказательств причинно-следственной связи между парабенами и раком, между бритьём подмышек, употреблением дезодорантов и возникновением раковых опухолей.
Тогда антипарабенисты подогнали ещё одно исследование, в котором экспериментально in vivo доказали, что парабены имеют слабую эстрогенную активность, действуя как ксеноэстрогены, - и как следствие, способствуют развитию раковых опухолей. "Ах так, - возмутились "зелёные" и борцы за права животных, - а зачем вы мучили подопытный материал дозами, в 25 000 раз превышающими предельно допустимые нормы содержания парабенов при консервации? От таких доз кто угодно загнётся! Крысы - это вам не человек, крысы существа нежные и деликатные! Самуё бы так!" Антипарабенисты на разоблачение обиделись, обозвали зелёных борцов сектой и изгнали из своих рядов.
В войну вмешалось Американское раковое общество, заявившее буквально, что в вышеозначенных антипарабенистских исследованиях, мол,
"содержится слишком много недостатков для того, чтобы считать их научно действительными и научно обоснованными", и что
"долгосрочный эффект на здоровье от воздействия парабенов до сих пор по существу неизвестен". Французы, в свою очередь, сочли необходимым заметить, что
"...в конечном счете, по-видимому, можно утверждать, что этот вопрос (связь парабенов и раковых опухолей) не составляет проблему здравоохранения, и по-видимому, поэтому бесполезно заниматься исследованиями по данной теме".
Изгнанные зелёные подсуетились, демонстративно побрили подмышки и при помощи Европейской научной комиссии по потребительским продуктам и соответствующей американской установили разрешённые нормы содержания парабенов в косметике, в Европе 0,4% и в США 1% . Почему такие разные цифры для Европы и США, связано ли это с тем, что европейцы в два раза хлипчее американцев, каковы нормы для остального мира, и главное, что делать с нежными крысами, - осталось невыясненным, но...
Но это уже было неважным, ибо FDA классифицировала метил- и пропилпарабен как вещества, безопасные для использования в качестве консервантов в пищевых продуктах , признала парабены безопасными для использования в косметических средствах и заявило, что что у потребителей нет причин беспокоиться о применении косметических средств, содержащих парабены.
Казалось бы, разгром был полным.
Однако бесхребетные миротворцы, стремясь помирить воюющие стороны, призвали их к переговорам и новым исследованиям. Антипарабенисты воспряли духом, обозвали FDA коррумпированной организацией и снова взялись за свои микроскопы и обливания несчастных крыс всякоразной косметикой.
Таким образом, стороны окопались и война перешла в затяжную, вялотекущую длительную стадию; и быть может, от тебя, дорогой читатель, зависит, кто победит в этой старинной вражде.