Печать
Категория: Вселенная TES
Просмотров: 4252

Вступление

В мире Древних Свитков присутствует уникальная особенность: это существование могущественных существ (или иначе, эт'Aдa), известных как Даэдра. Говоря о Даэдра, нельзя не сказать об Аэдра, известных также как «предки». По большей части, все противопоставляют эти две группы. Аэдра часто называют богами, в то время как Даэдра называют демонами. По словам Мориана Зенаса, величайшего исследователя Обливиона, могущественного мага, называть обитателей Обливиона демонами —  в корне неверно, хоть это уже стало традицией. Восходит она, вероятно, к Алессианским доктринам Марука, пророка времён Первой эры, который запретил «сделки с дэмонами», не соизволив объяснить, что же за «дэмоны» имеются в виду.


Слово «дэмон», скорее всего, представляет собой искажение или этимологическое преобразование понятия «даэдра», древнеэльфийского (альдмерского) слова, обозначавшего диковинных могущественных существ с неясной мотивацией, являвшихся из измерения Обливион. («Даэдра», в действительности, множественное число; единственное —  «даэдрот»). Вероятно, люди иногда называют даэдра демонами еще и потому, что Лорды Даэдра часто ради развлечения вмешиваются в дела смертных и явно не имеют представления о том, что хорошо и что плохо с человеческой точки зрения. Даэдра обычно тяготеют к разрушению и хаосу, поэтому люди и меры очень страшатся их. Однако же, если верить словам Мориана Зенаса, только Мерунес Дагон, Молаг Бал, Периайт, Боэта и Вермина относятся к «демоническим» даэдра, в том смысле, что их сферы, похоже, разрушительны по своей природе. Другие даэдра могут, конечно, быть не менее грозными, но редко бывает, что они разрушают ради разрушения как такового. В то же время и указанные пятеро разрушительные по-разному. Мерунес Дагон предпочитает для вымещения ярости стихийные бедствия — землетрясения и извержение вулканов, Молаг Бал использует других даэдра, а Боэта вдохновляет смертных воинов. Стихия Периайта — эпидемии, а Вермины — пытки.

Согласно книге «Ануад с комментариями», Аэдра и Даэдра были созданы во время битвы Ану (Света) и Падомая (Тьмы), которые сражались между собой и оба были смертельно ранены. Из крови Падомая произошли Даэдра, в то время как кровь Ану превратилась в звезду. Смешавшаяся кровь Тьмы и Света породила Аэдра.

Разногласия Аэдра и Даэдра начались еще в Эру Рассвета. Лорхан, один из Аэдра (правда, Манкар Каморан бездоказательно утверждал, что он был Даэдра), выдал концепцию мира: как стать матерями и отцами, как нести ответственность за свои поступки и совершать великие самопожертвования, но без гарантии успеха для эт'Ада. Тогда они разделились на две группы. Одна из них была вдохновлена и немедленно начала заниматься проектом. Магнус (эт'Aдa магии) выступил в роли архитектора в создании мира. Кинарет (эт'Aдa воздуха) обеспечила пространство для этого мира в пустоте. Акатош, Иффри, Зенитар, Джулианос также принадлежали к той группе, ныне известной как Аэдра.

А вот другая группа, которая не пожелала участвовать в том проекте, сейчас известна как Даэдра.
Так было создано Царство смертных или Мундус. Процесс создания мира был болезненным и оставил большинство Аэдра слабыми: они больше не были юны, сильны и могущественны, как раньше, в начале времен. Когда их аспекты стали умирать, многие Аэдра просто исчезли. Те из Аэдра, что остались, поняли, что их обманули, но было уже поздно. Лорхан — перехитрил остальных Аэдра и сподвиг их создать смертный мир, беря от каждого часть сущности — в итоге он был расщеплен другими Аэдра за то, что вынудил их создать Нирн.

Магнус решил оставить проект и отправился в Этириус. Остальные Аэдра собрались на встрече в Башне Адамантия. В результате переговоров, некоторые из них остались, дабы сохранить то, что создали. Эта группа превратила себя в Эльнофей (Кости Земли). Иффри был в этой группе, он первым превратился в Эльнофей и тогда были основаны законы природы. Остальные восемь Аэдра (Акатош, Джулианос, Аркей, Мара, Дибелла, Зенитар, Стендарр и Кинарет) остались существовать в качестве богов.

Согласно Альдмерской легенде между Ауриэлем (Акатошем) и Лорханом разразилась война. Величайший рыцарь Ауриэля — Тринимак — победил Лорхана и забрал его сердце. И сказано было, что Лорхан умер. Но когда Тринимак и Ауриэль захотели уничтожить сердце, оно посмеялось над ними и сказало: «Это сердце есть сердце мира, ибо одно было создано ради удовлетворения другого». Ауриэль привязал сердце к стреле и сбросил его с Башни Адамантия. В результате этого выстрела, Сердце приземлилось в восточной части Тамриэля, и там сформировался огромный вулкан, ныне известный как Вварденфелл.

Даэдра отказались участвовать в проекте Лорхана, поэтому остались сильными и могущественными. Даэдра создали свои измерения в Обливионе со всеми их обитателями, меньшими даэдра. Даэдра были довольны своей работой, но иногда они смотрят на Мир Смертных с завистью. Даэдра обнаружили, что амбиции и страсти смертных часто интересны и превосходят их ожидания. Действия и мысли смертных отличаются от мыслей и действий меньших даэдра. Поэтому Даэдра встречаются и соблазняют некоторых особенно интересных представителей смертных рас, отдавая предпочтения сильным и страстным. К тому же Даэдра находят большое удовольствие в порче или краже всего того, что создали Аэдра.

Призыв

В Морровинде и верующие, и колдуны призывают меньших даэдра и используют их в качестве слуг и инструментов.

Большинство слуг даэдра может быть призвано колдуном только на очень короткий период, на тонкой и хрупкой грани между принуждением и соединением. Это ограничивает возможность причинить вред, хотя всего за несколько минут большая часть этих слуг может нанести непоправимый урон как тем, кто призывал их, так и их врагам.

Верующие могут привязать к этому миру слуг даэдра при помощи договоров и ритуалов. В результате таких соглашений слуги даэдра остаются в нашем мире навсегда — или, по крайней мере, до тех пор, пока не будут уничтожены их телесные воплощения в нашем плане, тогда их сверхъестественная сущность будет отброшена в Обливион. Когда даэдра встречаются в гробницах или на развалинах зданий, некогда принадлежавших им, они могут оставаться в нашем плане почти сколь угодно долго.

Точно так же, меньшие существа, привязанные лордами даэдра к оружию или доспехам, могут быть вызваны на короткое время или на неопределенный период, пока их оболочки не уничтожат или они не будут изгнаны. Одушевленное оружие и доспехи, призванные верующими Храма или колдунами, являются образцами краткосрочных связей; артефакты даэдра, вроде Бритвы Мерунеса или Маски Клавикуса Вайла — образцы долгосрочных связей.
Призывание Принцев Даэдра всегда было интересной темой. Часто люди Тамриэля ищут помощи у Даэдрических Принцев, желая, чтобы те разобрались с их бедами. Принцы обычно соглашаются помочь, но в обмен на услугу. Мориан Зенас писал: «Вызов Даэдра - не самое сложное дело, скорее очень дорогое. У большинства отделений гильдии магов есть комната для призывания, но обычно ее берегут для самых высокопоставленных членов гильдии. Ковены ведьм не так щепетильны. Некроманты, Темное Братство, а также многие скрытные короли и королевы имеют личные комнаты для вызова Даэдра».

Хадерус из Готтлесфонта  тоже проливает свет на этот вопрос в своей книге «Современные Еретики»:
«Отношение к культам даэдра в других провинциях может существенно отличаться. Даже в Сиродиле традиционные воззрения на этот предмет изменялись со временем, и некоторые сообщества как поклонялись даэдра, так и продолжают. Мотивы у всех разные, некоторые склонились к почитанию даэдра по зову души, некоторых влечет жажда тайных знаний и могущества. В частности, искатели приключений всех мастей ищут знаменитые артефакты даэдра из-за тех преимуществ, магических и боевых, которые они даруют своим владельцам».

У каждого Даэдрического Принца есть особый, свой день вызова. Например днем призыва Азуры считается двадцать первый день Месяца Первоцвета (праздник называется Хогитум). А вот Шеогорат отвечает на любой вызов, если совершить его в грозу, хотя у него есть собственный официальный день вызова. Хитрый Принц, потому что если бушует гроза, он опережает других Принцев Даэдра, даже если вызов проведен в их специальные дни призыва.
Даэрический Принц Херсин всегда отвечает на призыв ведьм из ковена Гленморила на заливе Илиак, даже если этот призыв проведен не в его день.

Впрочем в последнее время, по неизвестным причинам это традиция ушла в прошлое. Теперь вызов Принца может быть произведен в любой день, если тот, кто призывает Принца Даэдра, оставит подходящее подношение у его святилища. Теперь, если Лорды Даэдра посчитают просителя исключительно отважным или обладающим достаточной силой, при определенных условиях или подношениях, они могут снизойти до ответа. К примеру Азура ответит на вызов, если у просителя есть с собой светящаяся пыль и воззвание к ней будет произнесено на рассвете или закате.

Изгнание

В книге Аэдра и Даэдра написано:
«Аэдра ассоциируются со стазисом, неизменностью. Даэдра же само олицетворение перемен и изменения. Аэдра создали Мир Смертных и связаны с Костями Земли. Даэдра хоть и не могут создавать, но обладают силой изменять. Следуя пункту божественного договора о создании, Аэдра можно убить. Взять к примеру Лорхана и Лун. К изменчивым Даэдра, эти правила не относятся, их нельзя убить, а можно лишь изгнать».

Чтобы изгнать Даэдра их смертное тело должно быть уничтожено. Иногда это не может быть вариантом, потому что некоторые из Даэдра чудовищно сильны, обладая познаниями магии и будучи мастерами в боевых искусствах. Некоторые образованные люди могут узнать о протонамике даэдра. Используя протонамик, можно изгнать даэдра, не прилагая особых усилий. Призыв протонамика высасывает жизненную силу из даэдра, вынуждая их последовать за этой силой в Обливион. Это верно до того момента пока жизненная сила не будет восполнена. Этот опыт чем-то похож на стояние сна у смертных. Но в то время как состояние сна обычно и естественно для смертных, это ненормально для бессмертных. Это состояние очень близко к отчаянию и смерти, какими их может ощутить бессмертный. Вообще изгнанные таким образом даэдра в конце-концов вернутся в свое даэдрическое измерение, но их личность будет каким-то образом изменена, также как и протонамик. Обычно протонамик дополняется неонамиком, а вообще даэдра можно изгнать с помощью одного и того же протонамика только один раз. Во второй раз старым протонамиком эту даэдра уже будет не изгнать.

Даэдра — зло?

Даэдра всегда считаются злыми и аморальными. Но такая точка зрения не совсем правильна. Они не злые. Но они и не добрые. Они не то и ни другое. Шекизза Айсмэйн (Sheikizza Icemane) — учёный, изучающий мифы и историю Тамриэля, — так высказался по этому вопросу:
«Добрые» или «Злые» — это относительные термины, в конечном итоге от них мало пользы, по моему мнению. Даже во многих культурах Тамриэля наблюдаются разногласия по поводу того, кто из Даэдра (Аэдра кстати тоже) «хороший» или «злой»… все зависит от культуры, субкультуры и просто жизненного опыта.  
До того как пришел Трибунал и попытался заставить данмеров/кимеров отказаться от поклонения Даэдра, предки темных эльфов считали большинство Даэдра «хорошими», очень отличающимися от них, чуждыми, с мотивациями, которые они не всегда могли понять, но хорошими…

Храм Трибунала попытался покончить с древним поклонением Даэдра, но потерпел поражение, так обычно и заканчиваются подобные попытки. Многие из поклонников Даэдра просто ушли в подполье, другие перестали громко заявлять о своей вере, но тем не менее веру эту не утратили. Я рискну высказать догадку о том, что в Морровинде с падением Трибунала, Даэдрические культы могут вновь возродиться, хотя это не имеет отношение к делу.

Многие меры, не данмеры, считая себя кровными потомками Аэдра, не считают Даэдра достойными поклонения. Но тем не менее многие люди, не считая данмеров, почитают некоторых Даэдра, например Азуру. А другие меры и люди, хоть и не поклоняются Даэдра, но просто проявляют к ним уважение.   
В общим термин «хороший» или «злой» зависит от ваших взглядов на мир и устремлений. Конечно многие посчитают Мефалу злой Даэдра, так как она вдохновляет на заговоры, интриги и ритуальные убийства… но данмеры и Мораг Тонг (как и те, что нанимают их, например Империя) видят ее хорошей Даэдра, потому что она вдохновляет ритуальные убийства ради правосудия, а не только ради самой резни, как таковой. Или например, маги многих народов Тамриэля искали великую книгу знаний, которая находится во владении Гермеуса Моры, Даэдра знаний. Он хороший или злой даэдра? Все зависит только от вашей точки зрения.

По правде сказать, я считаю, что все даэдра не злые или добрые… они просто совершенно отличны от нас. Они существовали задолго до того как появились смертные, до Нирна и до создания Мундуса, и мы просто не можем понять их мотивы. Из того, что я видел и читал о них и Аэдра, то они пестрое множество, которое совершало самые разные поступки. Некоторые из даэдра кажутся весьма благородными, в то время как другие демоническими. Но все же я чувствую, что это лишь мое ограниченное сознание мера приписывает им атрибуты, узнав о которых, они наверняка посмеются.
В конце-концов мне кажется, что мы можем думать о них все что угодно и вряд ли их это озаботит. Их действия и мысли имеют значение, ведомое лишь им самим, и я боюсь, что мы узнаем об этом, только когда откроются врата Обливиона и они придут за нами…»


Вот что говорит на эту тему один из разработчиков игры, Марк Нельсон (Mark Nelson):
«Насчет того, злые Даэдра или нет… Как сказали некоторые они - не зло и не добро. Некоторые из них намного агрессивнее других, в то время как другие отличаются большим терпением и снисходительностью к смертным. Но я не стал бы говорить, что кто-то из Принцев злой или добрый. Некоторые люди считают Азуру «доброй» Даэдра, но это может стать опасным и неправильным представлением о мире Древних Свитков».

По поводу внешности и обликов Принцев Даэдра


Тедд Питерсон (Ted Peterson), знаток Лора, разработчик игры и автор многих книг в Морровинде и Обливионе, рассказывал:
"По поводу обликов, предпочитаемых божествами (это я так характеризую архетипы связанные с каждым из Даэдра или членом Трибунала Морровинда, так как у Аэдра нет физических воплощений, с которыми они могли бы ассоциироваться), то все зависит от характера божества и от его сферы.
Иногда их облик соответствует их сфере и целям.
Пример: Мерунес Дагон. Его сфера Разрушение. Его характер весьма прямой. Он даже не пытается сбить смертных с толку, а появляется именно таким, каким его все ожидают, демоническим и свирепым.
А иногда их внешность не соответствует их намерениям и целям:
Пример: Шеогорат. Его сфера —  безумие. Его характер варьируется от шутника до жестокого убийцы. Он не выглядит пугающим, потому что хочет соблазнить людей пойти по Золотой Дороге (имеется в виду к безумию).
Вот что самое обманчивое в Даэдра, это их облик, особенно когда их сфера непонятна смертным. Вы не можете судить по невинно выглядящей Меридии или грозной Мефале и только благодаря их внешним обликам, понять характер их сил. Они вполне могут обвести вас вокруг пальца."

При написании использованы материалы из статьи Guide to the Daedra с The Imperial Library под авторством Xan, а также материалы сайта http://www.uesp.net/.

Автор статьи: Nataly