Пару дней назад пел в григорианском церковном хоре, в костеле Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии, и открыл нечто удивительное - я обладаю контртенором. Решил разузнать про это поподробнее и донести до Вас.
Контртенор, контратенор или контр-тенор (countertenor, contratenore, contre-ténor)
Контртенором называется высокий мужской певческий голос (альт, меццо-сопрано или сопрано) или обладатель такого голоса (термин применяется только в отношении академических вокалистов).
Природа контртенораКак правило, современный певец-контртенор — это фальцетист, то есть, вокалист, поющий в альтовой или сопрановой тесситуре за счёт использования фальцетного регистра своего голоса. Голосовой аппарат такого певца благополучно мутировал в период полового созревания, и его естественным певческим и разговорным голосом является тенор, баритон или бас. Однако, в крайне редких случаях у мужчины сохраняется способность петь альтом или сопрано, не задействуя фальцет. Голоса таких певцов в период полового созревания практически не изменяются, оставаясь высокими. Причины, по которым это происходит, не всегда очевидны, и необычная природа таких голосов, к сожалению, достаточно часто становится предметом различных мистификаций.
ФальцетистыКак уже было сказано выше, к этой категории относится подавляющее большинство современных контртеноров. В период полового созревания голоса таких певцов ломаются, превращаясь из мальчиковых сопрано и альтов в тенора, баритоны и басы, но у них сохраняется способность петь в альтовой или сопрановой тесситуре за счёт использования фальцетного регистра. Если условно назвать низкие голоса фальцетистов «основными», то основным голосом альта Андреаса Шолля (Andreas Scholl), например, будет баритон (слушать), а основным голосом сопраниста Яцека Лашчковски (Jacek Laszczkowski) — тенор (слушать). Стоит заметить, однако, что, вопреки расхожему мнению, чёткой взаимосвязи между естественной и фальцетной тесситурой контртеноров нет: теноры могут быть альтами, а баритоны — сопранистами.
Природные альты и сопрано Данная категория контртеноров крайне малочисленна и весьма разнородна. Её яркими представителями можно назвать Рассела Оберлина (Russell Oberlin), Паулу Абел ду Насименту (Paulo Abel do Nascimento), Раду Марьяна (Radu Marian) и Майкла Маньячи (Michael Maniaci).
Рассел Оберлин утверждал, что является одним из немногих обладателей «настоящего контртенора», поскольку мог петь в альтовой тесситуре, не используя фальцет (слушать). Голос Оберлина можно охарактеризовать как очень высокий тенор или как низкий альт диапазоном до e'' ( f'' )
Паулу ду Насименту и Раду Марьяна часто называют природными или эндокринными кастратами, потому как считается, что их голоса не претерпели возрастной ломки из-за гормонального дисбаланса в организме. Впрочем, каких-либо веских доказательств этому нет. Ныне покойного Насименту (1957 — 1992) иногда ошибочно называют сопранистом, однако, судя по его записям (слушать), он был альтом, а сопранистом является Марьян, чей диапазон простирается до c''' включительно (слушать).
Майкл Маньячи определяет свой голос как «мужское сопрано» и утверждает, что именно в сопрановой тесситуре ( c – c''' ) он звучит наиболее естесственно. По словам певца (слушать), в период полового созревания его голос по какой-то причине изменился не так сильно, как это обычно происходит у большинства мужчин, вследствие чего он может петь сопрано, не используя фальцет (что, впрочем, весьма сомнительно, потому как даже кастраты-сопранисты его использовали). Действительно, голос Маньячи звучит необычно и отличается от голосов большинства сопрановых контртеноров.
«Мужчина, поющий женским голосом» На первый взгляд, это самый простой способ объяснить, что такое контртенор, человеку, который никогда не слышал такого голоса. Однако, следует учесть, что, во-первых, по сути это утверждение неверно: голос мужчины, каким бы высоким он ни был, всегда будет являться по факту мужским голосом и всегда будет звучать отлично от женского из-за различий в строении женского и мужского голосового аппарата; во-вторых, такая формулировка неправильно ориентирует слушателей — традиционно считая высокий певческий голос прерогативой женщин, они часто делают выводы о женоподобии или некой физической неполноценности вокалистов-контртеноров. Исходя из этих соображений, от употребления формулировки «мужчина, поющий женским голосом» стоит отказаться.
Контртенор = кастрат? Многие, услышав пение контртенора впервые, принимают певца за кастрата, полагая что лишь кастрат может петь так высоко. Это заблуждение. Фальцетный регистр голоса, за счёт использования которого взрослый и физиологически полноценный мужчина может издавать высокие звуки, есть у всех мужчин без исключения, и способность петь в этом регистре в подавляющем большинстве случаев является результатом развития врождённых вокальных способностей певцов.
*
Полная версия статьи.Приверы выступлений профессиональных контртеноров:
http://www.youtube.com/v/GvN7GGwDU3khttp://www.youtube.com/v/b61MBAMOUWohttp://www.youtube.com/v/9zQX2XqAE8cВозможно, если будут заинтересованные, могу выложить свою первую запись. Получилось таки неплохо для первого раза. Как вам вообще такой "формат" исполнения? Произвёл впечатление или оставил равнодушным?