На сегодняшний день придумано множество способов переработки денег и усилий в бессмысленный шум. Например, акция "Час Земли", или кампания по улучшению имиджа страны за рубежом - все это действия, в которые вкладывают вполне нешуточные усилия, при том что реального смысла в них меньше, чем в распилке чугунной гири Балагановым и Паниковским. Те хотя бы размяли мышцы физическим трудом. В этом же почетном ряду стоит постоянная борьба за "социализацию" игроков в компьютерные и ролевые игры. На нее выделяются гранты, основываются какие-то организации, идут кампании в прессе и по телевидению, словом - работа кипит. Работа по поиску черной кошки в комнате, в которой ее нет, никогда не было, и не приходится надеяться, что в обозримом будущем кошка туда заглянет. А самое главное, что эта кошка искателям абсолютно ни к чему.
По мнению тружеников этой кампании, игроки в компьютерные игры (особенно онлайновые), чрезвычайно плохо "социализированы", причем виноваты в этом игры. На сегодняшний день мне удалось насчитать в работах, посвященных социализации игроков пять проблем, с которыми по мнению специалистов нужно бороться.
Проблема первая. Игры отнимают много времени.
Что ж бывает - отнимают. Кто-то тратит на них один-два вечера в неделю, а кто-то и часов по шесть ежедневно. Но прежде чем трубить тревогу, давайте разберемся: у чего они это время отнимают. Ведь мы говорим о социализации, а не, допустим, о вреде для здоровья - а значит, сравнивать надо не с "человеком идеальным", а с тем, что принято в обществе. С тем, что на самом деле заменили игры.
Итак, "прожженный геймер" Петя пришел домой с занятий или с работы и сел за игру. А чем бы он занимался в отсутствие компьютера, как полагаете?
Слово ВЦИОМу и фонду "Общественное мнение":
<Большинство россиян предпочитает проводить свободное время за телевизором, убирая квартиру или за столом с друзьями и родственниками. Чаще всего мы проводим свое время за телевизором. Так ответило 28%. На втором месте - чтение - 14%. И общение с родными. Некоторые респонденты проводят время на свежем воздухе, другие отдаются дачной страсти, третьи предпочитают активный отдых. Внизу рейтинга оказались занятия спортом, походы на концерты и в музеи. Им посвящает досуг всего 6% опрошенных.>
Итак, с наибольшей вероятносью Петя уселся бы к телевизору. Именно у этого занятия коварно отнимает время компьютерная игра. Предполагает лителепросмотр общение? Едва ли. О влиянии на здоровье мы распространяться не будем - мы говорим о социализации, а не об абстрактном "вреде". Не стану утверждать, будто проводить каждый вечер за компьютерной игрой разумно. Однако беда тут не имеет никакого отношения к компьютеру.
Но возможно, компьютерные игры исключают человека из общества в принципе?
Проблема вторая. Игрок становится "чужим".
Это, собственно говоря, очень близко к настоящему определению социализации. Нехорошо, если человек живет один, непонятый окружающими и не понимающий их...
Однако в чем заключается это отчуждение? И - от кого он отчуждается?
В мире существует далеко не одно общество( и слава богу). Каждый или почти каждый их нас, по всей вероятности, будет совершенно чужим для полинезийцев или гималайских шерпов, и это нас не особенно заботит, потому что мы входим в другое общество. Но и в стране общество далеко не единственное. Мало кто из нас может похвастаться тем, что будет своим и в троллейбусном парке, и в институте радиохимии, и на скамейке среди пенсионеров и на футбольной площадке среди подростков. Это порой нас раздражает, но это факт: почти для каждого жителя нашей страны найдется общество сограждан, в которое он будет вписываться немногим лучше чем в дружный коллектив населения города Ханга-Роа. Разве что без языкового барьера - и то не факт.
И если - популярная жалоба! - сын не находит общего языка с отцом или матерью, а "все сидит, уткнувшись в свой компьютер" - это еще не признак десоциализации. Это всего лишь означает, что набор обществ, к которым принадлежат отец и сын не пересекаются.
Популярнейший сюжет для рассказа лет сто назад: сын, допустим, сапожника обучился грамоте, окончил школу и стал студентом, а после этого с отцом, матерью и братьями уже не смог ни дружить, ни сколько-нибудь нормально общаться - при максимуме доброй воли со своей стороны.
Куда там современному игроку - у них вообще не находилось ни одной темы для беседы! Так что если полагать, что отчуждение от конкретного близкого человека - однозначное зло, то мы должны непременно осудить и развитие грамотности, и вообще любой переход из одного общества в другое. Всяк сверчок знай свой шесток, сын сапожника обязан идти в сапожники и никак иначе...
Поэтому-то эта картина мало кому симпатична.
У большинства игроков есть друзья, товарищи по работе или учебе, девушки - словом недопонимание у них не совсем миром, а с конкретными людьми. И это, хотя и грустно, не имеет с десоциализацией ничего общего.
Разумеется, общество игроков само по себе достаточно велико. Но дело в том, что игрок практически никогда не принадлежит только к этому обществу. И в любом случае, если игровое или интернет-общество кому-то не нравится, это не повод не признавать его обществом. И здесь мы переходим к третьей проблеме, а именно:
Проблема третья: игрок "занят ерундой".
Как показывают наблюдения за игроками, их самих во взаимодействии с обществом больше всего раздражает, что из занятие пытаются объявить "ерундой".
И это в самом деле происходит. Люди с "традиционными" хобби - будь то телевизор, туризм, преферанс, вязание или домино во дворе - привыкли смотреть на игроков свысока. Хотя, если задуматься, их занятия ( исключая разве что туризм) ничуть не полезнее ни им самим, ни окружающим, ни обществу, и доставляют им примерно столько же удовольствия и, что самое забавное, отлично совмещаются с играми. Но если Степан Петрович после трудового дня усядется с мужиками во дворе забить козла всем все понятно: человек устал и отдыхает. А если Степа, вернувшись из института, сядет часа на полтора за компьютер поиграть - о, вот это проблема!
То есть проблема реально имеет место. Но у нее уже есть готовое, проверенное годами решение:
плюнуть на нее и ждать, когда она решится сама. Не хотите долго ждать? Хотите быстро? Увы, общество меняется понемногу. Можно ввести игры в моду - и все равно львиная доля граждан будет смотреть на игроков косо. Главное - время работает на нас: те юноши и девушки, что увлеклись играми двадцать лет назад, сейчас по утрам отправляют детей в институт. Так что осталось-то на самом деле не слишком много...
-Нет! - возразят некоторые, - под ерундой мы подразумевали то, что игрок, отвлекаясь от жизни, не преуспевает в ней. Так ли? Посмотрим...
Проблема четвертая. Игрок не добивается успеха в жизни.
Эта очень популярная теория основана на легкой изящной подтасовке. В самом деле, многие из нас видели, как игроки "забивают" на работу, учебу, а в результате...
Тем не менее, если посмотреть на статистику, результаты обескураживают. Так например средний заработок американского РС- игрока 25-30лет на 22% превосходит средний заработок американца той же возрастной группы в том же городе. Это, конечно, не означает, что игры способствуют росту жалования: просто играют в среднем несколько более зажиточные люди - хотя бы потому, что для современных игр нужен приличный компьютер. Но и вреди игр для экономического положения семьи не дается обнаружить даже в микроскоп. Тем более, что это хобби обходится куда дешевле "шопинга" и турпоездок.
С семейным положением тоже никаких проблем обнаружить не удается. Игры отнюдь не мешают ухаживать за девушками, жениться, воспитывать детей. Хотя в России все еще модно изображать игрока как "прыщавого сутулого парнишку, которого девушки не любят", это такой же миф, как и "ученый - это хлюпик в очках и шляпе". Такие встречаются, да - но рассчитывать на это как на норму не стоит.
Как насчет развития интеллекта? В определенных кругах модно рассуждать, что, дескать, "взрослому человеку" из компьютерных игр интересны только тетрисы, потому что у него "и так мозги устают на работе". Увы и ах: образовательный уровень игроков не просто выше, а намного выше, чем в среднем по городу и той же возрастной категории. И это неудивительно: если голова на работе устает так, что уже не до книг и не до игр, это обычно значит, что она занята не размышлением, а диспетчерской деятельностью. Мозг утомляется до состояния "ничего не хочу знать и ничего не хочу думать" не во время проверки новой теории, а в результате постоянного дерганья со всех сторон и попытки удержать в памяти полсотни срочных дел и необходимых звонков.
А как же то наблюдение, с которого начиналась эта глава?
Очень просто: у тех, кто ничем больше не занят, игры всего заметнее. Потому-то они первыми попадают под прожекторы наблюдателей.
Если студента-игрока за двойки выгнали из института, его игровые занятия сразу же станут притчей во языцех. Если же он успешно отучился, защитил диссертацию и теперь успешно трудится на ниве науки, а заодно читает лекции новым студентам - продолжая по вечерам играть - то кто будет о его играх судачить? У меня множество таких знакомых; и сдается мне, что если агент какого-нибудь "общества по предотвращению всего" явится в их институт узнавать, кто тут
"страдает игровой зависимостью", об этих людях им не расскажут. Это тот же самый феномен, о котором мы говорили в первой главе. Не играл бы бездельник-студент - смотрел бы телевизор, бегал по "тусовкам", пил и точно также вылетел бы из института. Первично не то, что он игрок, а то, что он бездельник.
Проблема пятая. Игры влияют на психику человека.
И последняя проблема: о ней больше говорят на западе, но и у нас эта тема порой звучит. Я имею ввиду в первую очередь "кровожадность" игр.
Конечно, было бы ужасно, если бы игроки становились в результате своих занятий потенциальными убийцами. Однако вся армия западных адвокатов и политиков, трудящаяся над этим днем и ночью, так и не смогла ничего доказать. И не случайно. Само по себе убийство в игре не воспринимается как таковое и не делает убийство в жизни более приемлемым, потому что оно представляет собой совершенно очевидную игровую условность. Точно так же, как убийство ферзя слоном.
Итог очень прост: единственная реальная проблема социализации, связанная с игроками - это, что данное занятие выглядит непривычно. Поэтому любую нашу неправильность немедленно припишут играм, а когда точно также ведет себя любитель преферанса или телевизора - просто не заметят.
Но с этим нет смысла бороться - эффект уйдет сам, и довольно-таки скоро. "Подгонять" его можно только одним способом: быть адекватным в принципиальных вопросах и... не скрывать того, что увлекаешься играми. Однако выпячивать этот факт без нужды также не стоит.
(с) Андрей Ленский
Журнал "ЛКИ"