Итак, мне удалось взглянуть и оценить этот фильм одним из первых в Воронеже на премьерном сеансе. Скажу сразу - это кино не для широкого круга зрителей, как польский фильм о военнопленных "Катынь", съемки красивые, да только вместо динамичного действия, крови и зрелища - диалоги, философия и история. Думаю тут съемочная команда немного прогадала т.к молодежь такой фильм скорее всего не впечатлит, как например польскую молодежь не впечатлил в большинстве своем фильм "Катынь". Однако теологам, верующим и священникам все же этот фильм рекомендуется к просмотру, ведь он показывает незримую и неизвестную нам часть фронта - идеологического и духовного, который оказался достаточно важен для РККА, ведь основа красной армии - это крестьяне, обычно глубоковерующие люди.
Фильм "ПОП" повествует о малоизученном историческом событии - Псковской православной миссии священников Латвийской Православной Церкви Московского Патриархата, на плечи которых была возложена не простая задача: возродить на оккупированных частями Вермахта территориях православные приходы, дабы сломить атеистический дух советского человека и показать людям, что Третий Рейх пришел спасать русских, а не уничтожать, что было в общем-то неверно! Вот поначалу русский прус ( житель Восточной Пруссии) полковник немецкой армии Иван Федорович Фрайгаузен - православный - был назначен руководителем восстановительных и просветительных работ на Псковской земле. Он помогал местному ответственному священнику отцу Александру Ионову и его супруге матушке Алевтине в восстановлении храма имени Александра Невского в небольшой деревушке.
Поначалу духовная жизнь налаживалась, в храм приходили молиться местные крестьяне, полковник Иван Федорович, а затем начались проблемы с советскими партизанами, а в конце войны с отступающими частями Вермахта и наступающими частями РККА.
Досталось тогда православным священником по полной программе, если так можно выразиться. С одной стороны немцы и русские немцы православного вероисповедания, поддерживающие возрождение веры, но в угоду Германии, а с другой стороны вчерашние атеисты советские граждане, в лице которых каждый священник - предатель, сторонник монархии, приспешник оккупантов. Этим людям было по-настоящему тяжело, ведь для своих они предатели, а для чужих сегодня союзники, а завтра - виселица. Страшное было время. И до сих пор никто не осмеливается из историков дать однозначную оценку этим событиям.