Вопрос: можно ли компьютерные игры отнести к цифровому искусству? О_о или всетаки им далеко до этого?
Стало самой интересно, и на просторах наткнулась на любопытную статью.
[hide]
Исходя из определений первого и второго понятий, мы можно твердо заявить, что компьютерные игры не искусство. Прежде чем разразятся вопли униженных и оскорбленных, спешу отметить очевидный сегодня факт: компьютерная игра – это не всегда развлечение, хотя ее наследственность не вызывает сомнений. Чтобы ответить на вопрос «Являются ли компьютерные игры искусством?» мы разобьем его на следующие два подвопроса:
• Могут ли компьютерные игры как деятельность соответствовать целям искусства, а то есть выражению и познанию эмоций?
• Какие выразительные средства они используют, есть ли приемы присущие только данной деятельности и выделяющие их в отдельную категорию, или же компьютерные игры можно причислить к одному из существующих видов искусств?
Могут ли компьютерные игры как деятельность соответствовать целям искусства, а то есть выражению и познанию эмоций?
Ответить на мой первый вопрос могут только сами разработчики игр , поскольку изначальный посыл к созданию появляется именно у них. У игрока в процессе игры могут возникать самые различные ассоциации, затрагивающие его самые нежные чувства, что, впрочем, не говорит о наличие таких эмоций в игре как средстве коммуникации между разработчиком и игроком. Такое положение дел сообщает нам исключительно о своеобразном и оригинальном индивидуальном опыте геймера, но ничего более. А вот соответствие возникнувшей у игрока и пережитой им эмоции с эмоцией разработчика, толкнувшей его на творческий процесс, покажет нам качество проделанной разработчиком работы. Мы ведь помним, что искусство – это деятельность, и как любая деятельность, оно может быть реализовано хорошо или плохо.
...
В итоге не остается никаких сомнений, что компьютерные игры могут удовлетворять целям и задачам искусства, и более того уже настойчиво пытаются это сделать. Теперь, когда мы утвердительно ответили на первый из заданных выше вопросов, сосредоточимся на поиске того элемента в компьютерной игре, который собственно и является средством выражения. Если он принадлежит к сфере какого-либо уже существующего и общепризнанного вида искусства, то нам стоит заявить, что именно его наличие позволяет играм соответствовать вышеобозначенным задачам, а, значит, не выделяет их как отдельную и самобытную категорию. Если он все же присущ исключительно игровой деятельности, то нам потребуется выделить и определить его.
Геймплей в чистом виде, как в тетрисе и шахматах, бесконечен, но компьютерные игры тем и отличаются от большинства прочих, что кроме правил игры, они содержат еще и ограничения действий игрока в рамках этих правил. Эти ограничения порой технического характера, порой сюжетного, но они есть всегда: компьютерная игра, как правило, имеет начало и конец.
Стоит, однако, оговориться, что есть компьютерные игры и бесконечного характера, в силу этого и выпадающих автоматически из категории искусство, что, впрочем, не делает их плохими играми.
Таким образом, конечный геймплей, который мы наблюдали в примере с шахматистом, может быть инструментом коммуникации, а значит инструментом искусства, если только сама его бесконечность не служит выразительным средством, что, право, нам трудно представить.
Таким образом, хорошая игра-искусство не только имеет некоторое эмоционально-смысловое наполнение и является месседжем автора, но она еще и понятна игроку. Плохая, соответственно, непонятна и смысла в ее существовании столько же сколько и в пресловутом «абыр».
Читать полностью[/hide]