Ну, собственно, к вопросу, "как в это играть?"
Да очень просто. Просто Ремастер - ещё одна игра, где надо придумывать челленджи, то бишь отыгрывать роль. Обливион ведь ролевая игра? значит, придумываем себе что-нибудь - потруднее или не очень, зависит от собственных предпочтений - и играем.
Об отыгрыше разных ролей расскажу как-нибудь на досуге отдельно (наверное), а пока об одном челлендже.
За лучницу играл, кабацкого задиру попробовал и нахожу его перспективным, давайте попробуем что-нибудь магическое? Но "просто маг" - это лишком легко и неинтересно, надо что-нибудь пооригинальнее. Пусть будет чистый Призыватель - т.е. урон мы можем наносить только призывами, никаких там фаерболов или приказов. И да, призванное оружие тоже забаним, в основном ввиду его крайней малополезности и неэффективности: призвать кинжал на 15 с. - это совсем не смешно. Только призванные существа и только даэдра, потому что если мы станем призывать скелетов и зомбиков, то чем мы отличаемся от Маннимарко? Нет, поклоняться даэдра мы не будем, только призывать и управлять, ибо.
(в скобках: челлендж доступен только после выхода из канализации, потому что заклинания призыва на старте не дают)
И, конечно, берём наших Невысокликов. А чтоб оно не было лёгкой прогулкой, то берём знак Атронаха.
Маны у нас на старте аж 300 ед. (и будет ещё больше), но как её возобновлять? Для Атронаха есть несколько вариантов: зелья, заклинания самоурона, подпитка от призванных существ, зачарованные шмотки, камни Варла, блаблабла; мы будем пробовать их все.
На старте (в смысле, после выхода из канализации) нам доступны только зелья, поэтому ни с кем не связываемся, топаем в ИГ, собираем-скупаем все травки-муравки и варим зелья. МНОГО зелий, ибо. Покупаем у Эдгара первый наш призыв - Скамп на 20 с. Он очень слабый, но с грязекрабами справляется на отлично (бугага), а 3-4 подряд и с одиночными бандитами. И то, и другое я выяснил тока на 11 левеле, потому что... потому что пока варил зелья и убалтывал торгашей, время прошло незаметно.
Призывательница на 11 левеле. Ну да, силу воли не качаем, ибо Атронаху она нафиг не нужна.

Зато алхимия уже 80. А колдовство ещё даже не качали.
Первые впечатления. Зелья улетают одно за другим, ввиду крайней слабости нашего Скампика. Увы, что-нибудь посильнее будет доступно только после колдовства 50. Подпитывать нас Скамп не может, опять-таки ввиду своей слабости: маны на призыв тратится больше, чем он нам восстановит. Для зачарований нужны заполненые великие камни душ, а взять их прямщас негде. Кроме того, нужен доступ в Университет, как и для заклинаний самоурона; а это долго, а мы хотим прямщас, да.
...и тут я вспоминаю, что в игре есть Шпиль Фросткрег. Что он даст и будет ли он нам полезен, я давно забыл, но сбегать посмотреть же недолго? Бежим, смотрим.
==========
...И тут надо сделать перерыв на парочку замечаний.
Первое. Шпиль Фросткрег - это официальный узаконенный чит, ибо даёт доступ к алтарям заклинаний и зачарований мимо Университета. теоретически - уже на первом уровне; это я, тормоз, пришёл сюда поздно. Квеста никакого нет, чтобы попасть вовнутрь, достаточно всего лишь взломать средний замок; а для самых внимательных в 30 с. ходьбы от Шпиля в лагере в сундуке лежит ключ - бери не хочу. А далее - просто докупить усовершенствования и... и делай что хочешь.
Ну да, удовольствие недешёвое (магические свечи по 3300 за штуку), но, во-первых, это инвестиции, а не траты, а во-вторых, на одной варке зелий любой начинающий алхимик заработает больше, чем нужно. Я купил сразу всю обстановку, ушло где-то 15-16К на всё.
Зачарования оставим на потом, когда подкачаемся; сосредоточимся на заклинаниях.
Пробуем составить заклинание самоурона из того, что есть (а есть пока немного). Смысл здесь вот какой: у нас есть 50% поглощения заклинаний, т.е. мы можем поглощать до половины направленных против нас чар и за их счёт восполнять ману. По этому же принципу работает подпитка от призывов: они атакуют нас магией, мы её поглощаем, всё такое. В теории. Раньше это работало так.
На практике же имеющегося набора спеллов для эффективного использования механики не хватает: маны восстанавливается значительно меньше, чем тратишь. Для повышения эффективности надо качаться. Например, чтобы довести поглощение заклинаний до 100% (чтобы гарантированно поглощать все), надо серьёзно прокачать Восстановление. Кратковременные эффекты, соединённые с самоуроном в одном заклинании, не работают. Блаблабла, блабла.
Предположений у меня два. Либо в ремастере механику самоурона пофиксили, и за атакующие заклинания теперь считаются только заклинания из внешнего источника , но не самоурон; либо виновато бретонское сопротивление магии (для челленджа основу для невысоклика взял от бретонцев) - самоурон попросту не доходит до цели, поглощать нечего. Проверить можно, только взяв консолью другую расу, мне было лень (но проверить всё равно надо).
Стал внимательнее просматривать короткий список имеющихся прямщас магических эффектов. И тут на меня упало тыблоко. Опять.
На этом месте надо взять мхатовскую паузу для драматизЬма или, как в шахматных гайдах, сказать: - Поставьте видео на паузу и попробуйте сами найти ответ!
Итак, второй момент. Внимательные читатели (или игроки) уже нашли ответ, а кто ещё не нашёл, мы подскажем.
Мы играем за Невысокликов. А у них одно из мастерских заклинаний, доступных на 100 уровне навыка... восстанавливает ману! А алтарь честно показывает все имеющиеся маг.эффекты. Другими словами, играя за Невысоклика, мы можем напрямую восстанавливать ману... заклинанием! А другие расы не могут, хе-хе.
Но насколько оно будет эффективным, не будут ли затраты маны слишком высоки? После недолгих экспериментов оказалось, что нет:

За 24 маны восстанавливаешь 40! Я немножко охренел от такой неожиданной халявы, учитывая, что заклинания восстановления здоровья потребляют в два раза больше маны, нежели восстанавливают хыпы.
Халява на грани читерства. Причём законная, с использованием честных игровых механик и расчётов.
После ещё одной серии экспериментов выяснилось, что составить совсем "бесплатные" заклинания, которые одним эффектом делают "что-то", а вторым возвращают истраченную ману, игра всё же не позволяет: заклинания с двумя эффектами всегда потребляют ману в двойном количестве. И это скорее хорошо, чем плохо.
Что с этим делать, я пока не придумал. С одной стороны, можно это считать уникальной фишкой Невысокликов (ну они же особенные, да?). С другой стороны, смущает, что эффекта "восстановить ману" в игре в открытом доступе нет нигде; есть уникальные зачарованные шмотки и добыть их трудно, но заклинаний нет в принципе.
Всё сказанное актуально только для знака Атронаха, потому что остальные знаки и так успешно восстанавливают ману, им подобные хитрости ни к чему.
Можно продолжать играть и делать вид, что так и должно быть.
Можно "забанить" подобные халявные спеллы, как до того были забанены ряд других особенностей игры.
Можно просто сменить знак, и тогда все эти халявные хитрости становятся бессмысленными. Маны будет меньше, но при Интеллекте 100 разница не слишком большая. Возможно, это будет честнее, если это слово уместно в данном случае.
==========
ПыСы. И да, мне очень интересно, почему игра не поддерживает кириллицу, но назвать самодельные заклинания можно как угодно, в т.ч. кириллицей?
