Типа мини-гайдик "Лёгкий старт"Попробую тут собрать/обобщить несколько советов для старта игры и прокачки в Скалице. В т.ч. для хардкорного режима. Если это вообще кому-нибудь нужно в 2К24 году.
Актуально для текущей версии игры 1.9.6
Необходимое предисловие.
Несмотря на то, что возможности прокачать Индро в прологе сильно урезали и свели к минимуму многочисленными патчами-правками, прокачаться до некоторых разумных пределов уже в Скалице всё же можно. И нужно.
Прокачка накладывает известные ограничения, которые накладывает либо игра, либо игрок. Например, карманные кражи в принципе невозможно прокачивать до разговора с Пешеком, а алхимию до разговора с аптекарем, которые живут в Ратае. Не сможем качать охоту, починку, чтение, управление собакой. Все боевые навыки, и, соответственно, ловкость, можно прокачать только преступным путём. Не сможем прокачать лук, пока его не достанем - а в Скалице добыть лук можно только преступным путём. Не сможем прокачивать древковое оружие, копья и алебарды, если играем без модов. Красноречие - только самый минимум, потому что персонажей в Скалице очень мало, а у торговцев очень мало налички; да и вещей на продажу также очень мало. И тыды и тыпы.
Если игрок не хочет совершать преступления и отыгрывает роль "честного Индро" (как я, например), то возможности прокачки ещё больше урезаются. Я, кстати, настоятельно советую идти именно по этому пути, потому что воровать и убивать своих добрых соседей,рядом с которыми мы - т.е. Индро - прожили всю жизнь, мерзко. Вдвойне мерзко при повторном прохождении, когда мы уже знаем, какая участь постигнет Скалицу. Поэтому советов, как наворовать кучу хлама (а это действительно можно, игра не запрещает) и исподтишка убивать стражников (а это действительно можно до бесконечности, т.к. стражники часто спавнятся), тут не ждите. Только честные варианты, только хардкор.
==========
Начнём с самого начала.
В первом же стартовом разговоре с мамой нам предлагают выбрать, какие характеристики повысить на +1/+2: силу, ловкость, живучесть, красноречие. Что выбрать? Зависит от того, чем именно мы планируем заниматься в игре. Так, если мы вознамерились решать все проблемы силой, то логично повысить силу; это также большое подспорье при выполнении квестов с Кунешом, особенно в хардкорном режиме. Но вообще в игре силу прокачать намного проще, нежели ловкость, поэтому в общих случаях выбор ловкости предпочтителен.
Живучесть нужна вообще всем, от неё зависит наша выносливость и количество энергии, без которых никуда.
Красноречие качается труднее и дольше всего, поэтому, если хотите быть "дипломатом", есть смысл повышать именно его.
Итак, для мирного Индро берём живучесть и/или красноречие, для агрессивного Индро силу/ловкость, опционально живучесть.
Важное примечание для хардкорного режима! Если выбрать дважды одну и ту же характеристику, дадут сразу 2 уровень, за него полагается очко умения. Но не в хардкоре, потому что выдача очков привязана к автосохранению, а автосохранения у нас нет в принципе. Поэтому НЕ берите две одинаковые характеристики подряд; берите разные.
Какие дебаффы брать в хардкорном режиме?
Берите все - это будет незабываемый экспериенс!
![Веселый :D](https://anvilbay.net/forum/Smileys/kolobok/cheesy.gif)
Ладно, я пошутил. Нас обязывают выбрать любые два и выбирайте что нравится. Подсказки.
-
Кошмары - не позволяют долго спать и после пробуждения накладывают -2 к основным характеристикам на 2 часа. Эти два часа можно собирать цветочки, починить доспехи, наточить оружие, сварить зелье, прыгать через изгородь и качать выносливость и т.п. 1 час игрового времени - это примерно 3-5 минут реального времени, я забыл сколько именно. Другими словами, вы их не заметите. Но иногда )очень редко) можно попасть в ловушку, если истощили всю энергию: для восстановления надо поспать, а как раз спать долго игра не даст и мы раз за разом ложимся спать. получаем дебафф, снова ложимся спать и снова получаем дебафф... Выход - кушайте вовремя и кушайте правильную еду, следите за уровнем энергии.
-
Клаустрофобия - даёт минус к силе атаки и выносливости, если вы носите закрытый шлем. Лечение очень простое - не носите закрытые шлемы! - открытые тоже дают неплохую защиту.
-
Гемофилия - любые кровотечения становятся критичными, их надо немедленно лечить повязками, зельями. Самый неприятный и подлый дебафф. Перк "густая кровь" становится обязательным.
-
Тупица - получаем меньше опыта, т.е. качаться придётся дольше и чуть-чуть сложнее. Важно! - не все характеристики/навыки одинаково замедляют рост, часто разницу вы попросту не заметите. Например, влияние на травничество минимальное, навык растёт как на дрожжах; так, в обычном режиме я прокачал травничество аж до 15, а в хардкордном до 13,5, потому что травы кончились. Живучесть в обычном режиме до 4, в хардкордном прим. 3,5, далее стало лень, потому что долго. На красноречие влияния не заметил; оно вообще повышается очень медленно. На силу влияет довольно серьёзно (обычный режим 4++, хардкордный 3+); теоретически должно влиять на ловкость и боевые навыки. Ну и что? - просто играем дальше, к сравнительно медленному накоплению опыта привыкаем очень быстро.
-
Чахотка - выносливость восстанавливается медленнее. Заметно в начале игры, сводится к минимуму во второй половине игры. Вариант: ходите всегда с 1/3 здоровья и перком "Берсерк" - выносливость будет восстанавливаться в четыре раза быстрее.
-
Трясучка - наши руки трясутся, что мешает стрелять из лука, взламывать замки и воровать из карманов. Не знаю, насколько серьёзен дебафф; в Скалице на взломе замков разницы я не обнаружил совсем. До лука ещё не добрался; лук требует долгого тестирования.
-
Глисты - голод наступает быстрее. Лечится очень просто - кушайте чаще, но помалу, не переедайте.
-
Сомнамбула - иногда мы можем проснуться совсем не там, где заснули. Иногда, но нечастно, по результатам моего тестирования. При этом на сюжетный сон не влияет никак: мы всегда проснёмся там, где этого требует игра.
-
Хрупкая кость - падения могут нанести серьёзное ранение. Довольно серьёзный дебафф, т.к. случайное падение с лошади может снести половину здоровья. Пока не купите/не прокачаете хорошую лошадь, падения могут стать ощутимой проблемой. Вроде лечится просто - ходите аккуратно, не прыгайте с высоты, но... в игре есть неприятные баги с текстурами: можно провалиться в текстуры на ровном месте и, как следствие, умереть.
Выбирайте что хотите. При правильном подходе все дебаффы можно свести к минимуму.
Ну ладно, характеристики (и дебаффы) выбрали. Осматриваемся, кушаем, выходим из избы и...
Первым делом снимаем обувку (-!), если не планируем воровать вещи. Я серьёзно. Пока бегаем по Скалице туда-сюда, наши сапожки истопчутся в хлам (а ещё их могут превратить в хлам половцы), в итоге можем остаться совсем без ничего, и в Ратае поначалу вынужденны будем ходить босиком, а там это не любят. В Скалице прекрасная погода, вечные 10 утра и всем по барабану, в чём вы ходите.
Опционально: в хардкордном режиме очень важно тут же в меню нажать "сохранить и выйти" и перезайти в игру - это необходимо, чтобы очки навыков начислялись корректно.
Идём поговорить с отцом и получаем задания: забрать долг Кунеша, купить уголь и пиво. Но долг и пиво забирать мы не будем, потому что... нас ждёт прокачка!
Здесь очень важна последовательность выполнения квестов и порядок выполнения/сдачи. Уголь и пиво оставляем на потом, вообще на потом. Сначала идём собирать чветоцки. Таверну тоже обходим стороной, чтобы не запустить новый квест - мы его запустим, когда нам будет удобно.
Травничество качается быстрее всего. Сначала по одному чветоцку, но очеь быстро будем рвать по нескольку штук зараз в определённом радиусе, который становится всё больше и больше. Как только получим 10 уровень (очень быстро даже в хардкордном режиме), сразу берём перк "День на ногах" - сбор травы прокачивает силу! На одном сборе травы силу в Скалице можно прокачать мин. на +2, при удаче на +3. Собирать надо всё, что увидим. Мне чветоцков хватило на 15 уровень травничества в обычном режиме, 13,5 в хардкордном.
Прикол: трава и цветы со временем отрастают снова, поэтому перед сдачей квестов отцу полезно обежать поселение повторно и дособирать что выросло. И продать.
Собственно, сбор травы нам нужен именно для продажи, грошиков и прокачки красноречия, т.к. успешный торг качает навык. Но только успешный торг! - если вы чрезмерно будете жадничать, торговцы обидятся и прокачка пойдёт насмарку. Продаём всё, кроме крапивы! Потому что наш Индро - крапивный король, и я сейчас объясню, почему.
Крапива стоит 0.1 грошик, 10 крапивы - 1 грошик; и она всегда продаётся-покупается по номиналу. Но! - мы-то можем торговаться! - продаём подороже, покупаем подешевле, разницу на сделке кладём в карман. Успешный торг заодно прокачивает красноречие, при неуспешном у нас всё равно останутся грошики. Много грошиков!
Накопите крапивы побольше. Я продавал-покупал партиями в 500 штук, это стоит 50 грошиков. Легко продаём за 55, покупаем за 45 - на каждой сделке прибыль 10 грошей, и это немало. Лучше всего для подобных трюков подходит торговец в зелёном, он самый покладистый:
![](https://i123.fastpic.org/thumb/2024/0612/c1/_f2e73d100fcf785a495adc35e5329cc1.jpeg)
Повторяйте столько раз, сколько хотите, пока у торговцев не кончатся деньги. Если денег у них мало - купите что-нибудь полезное, повязки или еду, и снова перепродавайте траву сколько не лень. При некотором терпении легко можно накопить 300+ грошиков - ну мы же Крапивные короли, как-никак.
Полезно даже не продавать другие травы, а складировать в сундук в доме - он безопасный, после пролога можно приехать на коне и забрать весь хлам.
Как только накопили первые грошики (мин. нужны 30), идём к игроку играть в кости. Выигрываем у него все деньги (27 грошей). Игра в кости прокачивает красноречие, даже проигранная партия, этим не грех воспользоваться прямо сейчас..
Но! - когда мы выиграем у Игрока все его деньги, он обидится и больше играть не будет, потому что не на что. Поэтому, если хотим качать красноречие, полезно специально проиграть сколько не жалко и потом отыгрывать назад - гроши в итоге останутся при нас, но зато качается навык.
Теперь идём к Ванеку учиться бою на мечах. Увы, игра больше не позволяет прокачиваться с ним бесконечно, но самый минимум - можно и нужно. Выжали из ставшего бесполезным учителя (ха-ха) фехтования сколько можно, получили немножко опыта, - пора посмотреть уровень и прогресс живучести.
Живучесть качается в бою, при беге на пределе выносливости (т.е. когда экран окрашивается серым), при перепрыгивании через препятствия. Препятствия прямо перед нами - ристалище с оградой, целых четыре ограды вместе, через которые можно перепрыгивать! Перепрыгиваем по кругу до изнеможения сколько не лень; важно - не простой прыжок, а перепрыгивание, у него особая анимация (кнопка "вперёд"+кнопка"прыжок"). В обычном режиме на 2 уровне живучести 2 перепрыгивания давали +1,5% к прогрессу, прим. 150 прыжков дадут 100%, т.е. целый уровень. В хардкодном режиме прыжков требовалось уже больше, сначала 3, потом 4 для того же прогресса. Откровенно говоря, я прокачал таким образом живучесть на +2, а далее, пожалуй, немножко бессмысленно, потому что скучно.
Примечание: от прыжков по кругу может реально закружиться голова, при необходимости есть смысл найти любую другую изгородь. Да тут недалеко в огородах несколько штук, прыгай - не хочу.
Крапиву истребили, наторговались и напрыгались вволю - пора идти на разборки с Кунешом. Вот тут есть важные нюансы.
Если отмычки прямщас (т.е. в Скалице; далее в открытом мире они доступны в продаже) нам не нужны, то поступаем как получится. Кунеш стал намного сильнее и опаснее, побить его в одиночку стало намного труднее, а в хардкордном режиме почти нереально. Решать проблему силовым путём или мирным - решать вам, большого влияния на последующие события ваше решение не окажет.
Но если вы пренепременно хотите получить отмычки прямщас, то вы должны намеренно провалить диалоги с Кунешом, чтобы он послал вас подальше. Появится новое задание "Найдите другой способ получить вещи Кунеша". Далее идём в дом Кунеша, подходим к сундуку и пробуем его открыть - появится подсказка, что отмычки можно взять у Фрицека.
Важно! Чтобы появился диалог с Фрицеком об отмычках, нельзя с ним встречаться ДО разговора с Кунешом и нельзя покупать уголь!
Когда мы получим от Кунеша по заднице в прямом или переносном смысле, есть три варианта развития событий. Первый, самый очевидный - подраться с ним ещё и ещё раз, но даже в случае успеха победа ничего не решит, его диалоги не изменятся и задолженные вещи всё равно придётся красть, они будут считаться крадеными. Можно пойти пожаловаться отцу, он поддержит любое наше решение при условии, что мы ничего не расскажем маме. Можно даже выпросить у него 7 грошиков, но зачем, если у нас и так их завались?
А можно пойти в таверну (наконец) к друзьям и попросить их помощи, Фрицек дополнительно даст отмычки, если они нам нужны. Сделка проста: мы помогаем им отомстить Немцу, а они помогают нам. Если мы откажемся, то они обидятся, репутация понизится, и доставать вещи Кунеша нам придётся в одиночку (и они будут считаться крадеными). Если соглашаемся, то после после хулиганских выходок и бегства от пристава идём разбираться с Кунешом. Даже вчетвером побить его будет непросто, т.к. у меня друзья просто топтались вокруг и кричали обидные слова, а по лицу получали только мы. Но удобство этого варианта в том, что достаточно 3-4 точных попаданий в голову Кунеша, чтобы он сдался, и потом он "добровольно" отдаст долг; вещи будут "чистыми", не крадеными. Одно задание отца выполнено.
Далее, если хотим, идём учиться взламывать замки, т.е. вскрывать двери и сундуки. Преступлением это будет считаться только в том случае, если нас поймают. Поэтому не попадайтесь. Воровать мы всё равно ничего не будем, взлом нам нужен исключительно из любви к искусству, т.е. для прокачки навыка и прогресса в общем развитии. Отмычек у нас всего четыре, поэтому "сложные" замки обходим стороной. Даже в этом случае мы легко прокачаем навык на +2, при большой удаче на +3. Я нашёл и сломал в Скалице 22 простых замка, а потом пошёл за пивом и углём и к отцу сдавать квесты.
На этом месте склонные к бессмысленным убийствам геймеры обычно устраивают геноцид в Скалице, воруют всё что не приколочено, вырезают всё население ради прокачки, но мы так делать не будем, потому что это мерзко. И чем тогда мы лучше Коротышки, Збышека и Сигизмунда? Поэтому нет, косплеить коротышек не будем, а наконец пойдём сдавать квесты.
Когда купим пиво и уголь, случится чудесное чудо - локация обновится, часть травы вырастет, а у Игрока появятся новые деньги, которые, естессно, мы не преминем выиграть в свою пользу. И только потом пойдём к отцу.
Перед сдачей квестов напомню два важных нюанса.
Во-первых, не забывайте, что наш сундук в доме - волшебный, вещи в нём хранятся сколь угодно долго. В него можно сложить весь ненужный хлам, потом вернуться и забрать, когда нам будет удобно. Также сундук снимает метку "краденое". Убегать от половцев с перегрузом - очень плохая идея, поэтому складываем в сундук всё ненужное прямщас, оставляем лишь небольшой запас еды и лечилок.
Во-вторых, в хардкордном режиме важно не забыть сделать сохранение! - т.е. нажать в меню "сохранить и выйти". Автосохранения у нас нет, если половцы нас убьют (да легко), то не придётся переигрывать несколько часов. Точка невозврата - когда отец велит нам передать Терезе гвозди; на этом месте сохраняемся, приводим инвентарь в порядок и тыды и тыпы.
Бегство в Тальмберг.
Не советую воевать с половцами: они стали намного сильнее, особенно в хардкордном режиме. У меня один половец спавнился сразу за воротами на выходе, убежать смог лишь с какой-то пятошестой попытки. Если мы попробуем сойти с сюжетных рельсов, то нас ожидает заскриптованный ваншот половецкой стрелой. Поэтому просто бегите, по дороге прихватите лошадь. Терезу спасти проще простого - надо посвистеть (кнопка "х" на клавиатуре) на дороге, половцы свиста не терпят и отпустят девушку. А мы пробуем сесть на лошадь, их у дома три, и ускакать.
Важно! Нам не всё равно, на какую лошадь садиться! На свист к нам добровольно подойдёт одна лошадка, но садиться на неё не следует. Прикол вот в чём.
Если во время бегства в Тальмберг покопаться в инвентаре, то мы обнаружим, что вкладка "Питомец" стала доступна. Как следствие, становится доступным и характеристики и снаряжение лошади; более того, снаряжение - сёдла и уздечки - мы можем переложить в свою собственную сумку! Таким образом, в начале игры можно бесплатно получить седло и уздечку, и это не будет считаться кражей, потому что игра считает лошадь нашей. И мы тоже, бугага
![Веселый :D](https://anvilbay.net/forum/Smileys/kolobok/cheesy.gif)
.
Но лошадь лошади рознь и седло седлу рознь.
Первая лошадка, которая подойдёт на свист (на скриншоте 1) имеет самые плохие характеристики и обычное крестьянское седло; скачет она плохо и убежать от погони на ней весьма проблематично. Самая дальняя лошадь с синим чепраком (на скриншоте 3) - самая резвая и выносливая, у неё неплохое охотничье седло и вы без проблем ускачите от погони; но добежать до неё непросто, половцы могут перехватить по дороге.
Но лучше всего брать лошадь (2), самую ближнюю, с зелёным чепраком. Она не столь быстра и вынослива, во время погони могут быть проблемы, но зато у неё есть дворянское седло с четырьмя седельными сумками! - это одно из лучших сёдел в игре. Стоит оно дохренища денег, разве можно упустить случай получить его забесплатно?
![](https://i123.fastpic.org/thumb/2024/0612/f9/_3adebb1cde6d591e70df3efdd1fb0df9.jpeg)
Поэтому берём лошадь с зелёным чепраком, по дороге в Тальмберг, как только оторвёмся от погони, перекладываем сбрую в свою сумку. Весит она немало, но оно того стоит. Второе седло чуть позже можно продать торговцу в Тальмберге, чтобы не было перегруза.
Лошадку, кстати, потом заберут; если мы не переложим седло вовремя, оно пропадёт.
Как сбежать из Талмберга.
Пан Дивиш по просьбе Радцига Кобылы держит нас взаперти, но нам надо вернуться в Скалицу, чтобы похоронить родителей. Способов бегства минимум три, но все способы, связанные с воровством униформы и прочих вещей, мы игнорируем, ибо. Можно просто спрыгнуть с моста и переломать ноги, бугага, но мы попробуем выжать из крепости всё что можно, при этом легально.
Сначала идём к стражнику и говорим, что нам надо похоронить родителей. Он нам посочувствует, но пропускать откажется. Пан Борек тоже, да ещё и отругает вдобавок, если мы будем слишком настойчивы. Пан Дивиш вообще разговаривать не хочет. Воспользуемся благосклонностью пани Стефании: идём к ней поплакаться на злых панов, она даст пару советов и заодно 25 грошей на дорожку (примечание: если не разговаривать со стражей, денег она не даст). Далее находим торговца, продаём всё ненужное, покупаем нужное; инвентарь желательно оставить полупустым. Вот теперь можно с чистой совестью взять в конюшне нашу лошадку (её легко отличить по надписи "оседлать", остальные помечены как "оседлать и украсть") и скакать в Скалицу.
Садимся на лошадь, аккуратно подъезжаем к мосту на внешнюю стену, обязательно с правой стороны, и аккуратно соскальзываем вниз - если всё сделаем правильно, ранений не получим. Мешать нам никто не будет, потому что разрабы забыли поставить там хоть что-нибудь, что могло бы нам помешать. Остальное дело техники, но важно по дороге не попадаться стражникам, а то они возвернут нас обратно, а лошадь отберут в свою пользу.
По дороге в Скалицу можно немножко повоевать с мародёрами и бандитами, если есть желание, но слишком отвлекаться на них смысла нет: с них не получишь ни опыт, ни нормальный лут. Всё-таки наша главная цель - похоронить родителей, а прокачаться сколько могли мы прокачались в мирной Скалице. Остальное - уже после пролога в открытом мире.
Получилось не очень "мини", ну и ладно.
Если что-то забыл, то добавлю позже.
==========
Мои характеристики в хардкордном режиме после бегства из Скалицы. Ничего выдающегося; минимум, который можно добыть без преступлений.
В обычном режиме показатели будут немножко лучше, там был общий 4 уровень.
![](https://i123.fastpic.org/thumb/2024/0612/44/_675992ed9a96059a1a07e697d35b7844.jpeg)
Напоследок совет. При первой возможности обучитесь чтению (у писаря в Ледечко). Но книжки, повышающие навыки, не читайте вот прямщассразу, как найдёте! Первые уровни во всех навыках зарабатываются легко и быстро, но потом прокачка замедляется , т.к. с каждым повышением уровня опыта требуется всё больше и больше - вот тут-то и пригодятся книжки.
ПыСы. Забыл, добавляю.
Когда прибудете в Ратае к Пешеку и Терезе, будет возможность взять собаку-друга (только с дылыцы "Женская доля").
Дак вот, НЕ берите у Терезы собаку, пока не подкопите несколько кусков мяса хотя бы на день. Сушёное мясо и рыба тоже годятся, сырое мясо на охоте подходит. Даже испорченное мясо подходит, она не обидится.
Собаку надо регулярно кормить, иначе она становится непослушной и часто убегает. Дать угощение - самый быстрый способ дрессировки и послушания.