Введение

При обсуждении нашего мира, мы говорим о физических законах навроде притяжения или законов термодинамики. Кроме того, мы можем говорить о метафизике - где "мета" в переводе с греческого означает "через", "за гранью". Это та область, где наука смешивается с философией, где можно попытаться объяснить основополагающие принципы вселенной, лежащие за гранью привычной физики. Теории о пространстве и времени, причинности и предопределённости, о природе самого существования в целом.

 

При обсуждении игр, мы говорим об игровой механике: как пространство и время контролируются игрой, как взаимодействие объектов обсчитывается физическим движком. Говорим о правилах игры, игрового мира. Правила эти, разумеется, зачастую продиктованы скорее нуждами и ограничениями игрового процесса, нежели самим миром игры. Если бы игры пытались быть максимально реалистичными, у вас бы была всего одна жизнь. Поставим мысленный эксперимент: каково быть персонажем игры - существовать согласно правилам игрового движка? Какие бы мы строили теории о метафизике своего мира в таком случае?

Некоторые игры маскируют различие нашего и игрового мира с помощью подробных оправданий очевидным игровым условностям. Это не вы сохраняете игры - это Джейд сохраняет данные на станции MDisc. Или используется волшебный кристалл воспоминаний. Или же это персонаж ведёт дневник. Ну и тому подобные отмазки в угоду реализму. Нэльс Андерсон называет это "Маскировкой".

В других случаях, метафизика включается в игру исключительно шутки ради - когда внутриигровые персонажи ломают четвёртую стену своим самоосознанием и отсылками к игровой механике. На TVtropes есть обширный список примеров. Так, неплохой пример можно встретить в серии Animal Crossing. Выключите игру, заранее не сохранившись, и вы рискуете при следующем запуске нарваться на ворчливого крота Резетти, который отчитает вас за попытку разрушить ткань времени.

The Elder Scrolls избегают обоих способов - но, в то же время, в каком-то смысле используют оба. С течением времени, эта серия не то чтобы ломает четвёртую стену - скорее, сдвигает, искажает и перекручивает её по своему усмотрению, раскрашивает в фиолетовый, а затем посмеивается над вами, сидя верхом на этой самой стене.

Вселенная The Elder Scrolls настолько красива и замысловата, что некоторые люди потратили вот уже десяток лет, разбираясь в ней, и, тем не менее, до сих пор остаётся огромное поле для неоднозначности и разногласий. Хоть я и считаю себя в определённой степени начитанной, я даже близко не эксперт в высшей метафизике, которая временами становится настолько чудовищно непривычной, что делает некоторые дискуссии совершенно невозможными для понимания рядового читателя. Здесь я попытаюсь разобрать лишь самые интересные мета-игровые вопросы. Возможны ошибки, замечания приветствуются.  Чтобы сделать задуманное возможным, пришлось опустить некоторые детали, но я предоставлю ссылки на более подробные материалы для заинтересовавшихся.

Я также должна упомянуть, что многие знатоки вселенной TES не одобряют упоминания мета-игровых и/или разрушающих четвертую стену аспектов TES lore. Хотя их существование и не отрицается, обсуждение подобных моментов считается ими недостойным и "разрушающим атмосферу". Также не нужно забывать, что не стоит сосредотачиваться на мета-аспектах игры как на истине в последней инстанции - всё это только один из слоёв "луковицы" TES lore - причём далеко не самый глубокий. Это всего лишь одна из интерпретаций - не претендующая ни на полноту, ни на интересность. Так говорят "хардкорные лороведы" - и в этом они правы.

 

"Мир познаётся через метафоры. Язык - система метафор. Математика - система метафор. В реальной жизни любая религия или школа магии строится на понимании систем метафор, на соотнесении символов и концепций. Серия The Elder Scrolls содержит обширное и продуманное собрание различных метафор, относящихся к жизни, вселенной и нашему месту во всеобщей картине мира - с особым вниманием к теме вознесения - и изучение этих метафор способно принести глубокое удовлетворение."
-  LDones, Bethesda forums, 25.03.2004

 

Как бы то ни было, эта серия статей сосредоточена именно на мета-игровых аспектах игр серии. Простите меня, лороведы, но серьёзный разбор глубокого смыслового значения Гранатового Банкета для Whirling School я доделаю как-нибудь попозже, в ближайшее столетие. Может быть.

 

...в следующей части: "Как прорвать дракона" или "Как Тайбер Септим перестал бояться и полюбил квиксейв"...

Оригинал статьи: тут.
Автор статьи: Kateri
Перевод: Chedap

Комментирование доступно только зарегистрированным пользователям.